Архат в буддизме. Обзор пройденного; кто такой архат

В буквальном смысле архат переводится как достойный. Архат – это монах, который достиг просветления и нирваны и больше не вернулся в цикл перевоплощений (в сансару). Архат становится центральной фигурой и остается таковой в буддийской хинаяне (малой колеснице). Преодолевая границы земного, лишенный саморазрушения, овладевая желаниями и достигая религиозной цели, он воплощает религиозно-антропологический идеал в хинаяне (техраваде), воспринимаемый как высший человек (uttaramunha), даже как святой. Такое значение заложено в архате как эпитете Будды Сиддхартхи Гаутамы. Архат, согласно учению Тхеравады (основная ветвь хинаяны), достиг более высокого знания, мудрости и поэтому считается непогрешимым. Он все знает, он не сомневается, он контролирует свои желания даже во сне.


Положение архата

Положение архата достигается через ряд этапов, которые различают четыре уровня освобождения (соответствующие четырем режимам или уровням медитации):

  1. «Вошедший в поток», ведущий к нирване (этим адептам остается еще семь перерождений);
  2. «Однажды возвращающиеся» к циклу воплощений (они переродятся однажды прежде чем получить положение архата);

    «Невозвращающиеся» в цикл реинкарнаций (анагамин, предположительно рожденный в следующий раз на небесах чтобы там окончательно достичь совершенства);

    Архант. Достигнув нирваны, архат может оставаться в мире в своем собственном теле (нирвана «с остатком») до конца правильной кальпы (исторического периода). Однако в итоге полностью освободится от воплощений в сансаре.

Сиддхартха Гаутама Будда для ранних буддистов является примером архата и является моделью, которой можно следовать, но не обожествлять. Они придерживаются заветных слов: «Будь сам себе светильником» («Махапаринирвана сутра»). В этом смысле их ориентация остается антропоцентрической. Но для архатов они также иногда допускают сверхъестественные способности (сверхзнание, возможность посещать сразу нескольких мест, поселяться в других телах и т. д.), которые придают фигуре архата необычность и позволяют в каком-то смысле сделать его предметом поклонения.

Качества архата становятся предметом дискуссий в раннем буддийском сообществе (сангхе) и одной из главных причин буддистского распада. На собрании Паталутупра (Третий совет) и состоялся данный распад в связи с серьезной критикой взглядов на фигуру архата. Фокусирование архатов исключительно на себе демонстрирует, по словам критиков, очень эгоистичную ориентацию. Так постепенно, среди противников ортодоксальной хинаяны, формируется новый идеал, который не связан с антропоцентрической концепцией, а с трансцендентальной ориентацией буддистов и идеалом бодхисаттвы. Но Тхеравада, основная школа в хинаяне, которая по-прежнему имеет много сторонников в разных странах, защищает основные взгляды архаизма как конечной цели религиозной жизни. Для махаяны (большая колесница) стать архатом не является пределом для достижения религиозной цели, а только уровнем после которого есть и другие.

Архат (санскр. arhat, пали arahant, кит. лохань, алоханъ, кор. нахан, арахан, яп. аракан, «могущий», «достойный») - в «ортодоксальном» буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды , принявший монашеские обеты.

С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила):

1) отказ от причинения вреда (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания (каруна) к ним;

2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти;

3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но
и полный отказ от плотских желаний;

4) правдивость - избежание любой лжи и отсутствие лукавства.

За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого рекомендуется уже приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций), а также совершенства всеведения (Дигха-никая 1.63-85).

Архат в классификациях тхеравадинской традиции - четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (пали сотапанна), «возвращавшегося один раз» в сансару (сакадагамин) и «невозвращающегося» в нее (анагамин). От этих стадий ступень Архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен достичь нирваны.

В палийских текстах часто цитируются формулы самосознания Архата, такие как:

«У меня возникло видение, освобождение моего сердца стало неколебимым, это
мое последнее рождение, дальнейшего рождения у меня не будет»

(Самъютта-никая 11.171, 111.28, IV.8, V.204; Ангуттара-никая 1.259, IV.50, 305, 448).

В главе, посвященной Архатам, составитель знаменитой «Дхаммапады» характеризует «достойного» следующим образом (ст. 93-94):

«У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел - освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют»

(пер. В.Н. Топорова),

а в текстах Виная-питаки Архат характеризуется предельно кратко - как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды:

Ананда, Маудгальяяна и Шарипутра, а также практически все видные деятели раннебудийской монашеской общины (в т.ч. некоторые монахини). Архатом всех архатов считается сам Будда

«совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный… учитель богов и людей»

(Дигха-никая 1.49 и др.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии о том, может ли идеал Архата быть безукоризненным, которые привели к появлению первой значительной схизмы в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков: после так называемого 2-го буддийского собора (см. Буддийские соборы) в середине IV в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат., достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов «Катхаваттху» (см. Абхидхармы тексты), ядро которого
могло сложиться уже в III в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности наличия телесных «нечистот» у Архата, о его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разд. II-IV).

Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала Архата, как такового в махаяне. Основные претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в «Вималакирти-нирдеша-сутре» (II в.) и в «Саддхармапундарика-сутре» (III в.), была связана с его эгоцентричностью, чему махаянисты противопоставляли альтруистический идеал бодхисаттвы.

В китайском буддизме Архат - человек, достигший наивысшего духовного развития. В Китае, Корее, Японии представление об архатстве как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даос, представлением о мудром отшельнике (сянъ жэнъ), достигающем долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. Архаты выступают обычно в составе более или менее обширных групп.

Группа 16 Архатов впервые перечислена в соч. «Дай Тан си юй цзи» («Записки о крае к Западу от Великой Тан») Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 индийских мифологических и легендарных деятелей буддизма, например Рахула - старший сын Будды Шакьямуни и один из первых его учеников, и Пиндола, задача которых - хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи; Асита - отшельник, живший на горе Гридхракута и ставший последователем Будды после ознакомления с его учением. Позднее в Китае более популярными становятся 18 Архатов : к 16 инд. деятелям были добавлены деятели
китайского буддизма - Кумараджива (сер. IV - нач. V в.), покровитель буддизма ймператор Лян У-ДИ (прав. 502-549); в других, более поздних наборах последние двое заменялись Бу-дай хэ-шаном (букв. «Монах с мешком» - в кит. буд. мифологии божество радости, благополучия), бодхисаттвой Гуань-инь (Авалокитешвара), монахом Дхарматратой (в Китае известным под именем Фа-цзю) и др.

В поздних смешанных даосско-буддийских культах Архаты индийского происхождения заменяются, особенно в народных представлениях, персонажами, прообразами которых были реальные деятели китайского буддизма, такие как У-кэ, якобы устроивший себе жилище на кончиках ветвей дерева (отсюда его прозв. «Воронье гнездо»); поэты-отшельники VIII в. Хань-шань, Фэн-гань, Ши-дэ; один из основателей школы Чистой земли (цзинту-цзун) в Китае Хуй-юань; один из десяти первых учеников Будды Кашьяпа (или Махакашьяпа); великий буддийский поэт, автор «Буддачариты» («Жизнь Будды») Ашвагхоша.

Существуют и другие, гораздо более многочисленные наборы Архатов вплоть до трехсот и пятисот, скульптурные или живописные изображения которых нередко заполняют большую часть китайских буддийских и смешанных буддийско-даоских храмов. Изображения эти весьма многообразны: традиционно бесстрастные или улыбающиеся буддийские святые, отшельники даосского типа с подчеркнуто характерными чертами, люди в чиновничьей и даже
императорской одежде, улыбающиеся, смеющиеся, суровые, отрешенные. Также разнообразны и позы: погрузившиеся в самосозерцание неподвижные фигуры; святые, с грустью взирающие на несовершенство мира; наставники, обращающиеся с проповедью к людям или ведущие задушевную беседу, и т.д. Столь же многочисленны и атрибуты: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т.д. Изображения Архаты стали одним из излюбленных сюжетов китайской (а также кор. и японской) живописи; Архаты наравне с даосскими отшельниками часто встречаются в качестве предсказателей, борцов против нечистой силы, поборников справедливости в произведениях простонародной повествовательной литературы.

АРХАТ

АРХАТ

ΑΡХАТ (пали arahant, санскр. arhat-достойный)-в “ортодоксальном” буддизме тхеравады высшая , которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шала): 1) отказ от нанесения вреда - вреждения (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний; 4) правдивость-избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) я, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения (Дигханикая I. 63-85).

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат- четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии “вступившего в поток” сансары с целью пересечь его (сотапанна), “возвращающегося один раз” в сансару (сакадагамин) и “невозвращающегося” в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т. е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель “Дхаммапады” характеризует “достойного” следующим образом (ст. 93-94): “У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел-освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют” (пер. В. Н. Топорова). В текстах “Виная-питаки” архат характеризуется как “высший человек” (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды-Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является Будда-“совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей” (Дигха-никая I. 49 ел.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков, когда после т. н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже “совершенный” монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной “нечистоте” и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов “Катхаваттху” (“Пункты дискуссии”), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э., свидетельствует о полемике буддийских “ортодоксов” с “еретиками” о возможности телесной нечистоты у архата, его обладать теми же “сверхсилами” (иддхи), что и Будда , а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II-IV). Сомнения первых “еретиков” стали почвой, на которой выросла последовательная идеала архата как такового у махаянистов, которые в “Вималакиртинирдеша-сутре” (2 вв.) и в “Саддхармапундарика-сутре” (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический бодхисаттвы.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АРХАТ" в других словарях:

    Архат: Архат в буддизме человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды Архат (лат. Siraitia grosvenorii) растение, многолетняя лиана семейства… … Википедия

    Архат - – көне үнді философиясында жауды жеңуші дегенді білдіреді. Архат деп нирванаға (жоғалу, сөну, яғни бұл дүниенің проблемаларынан босану, сананы тазарту) жету, сананың тыныш ағымын бұзатын құштарлық құмарлық сезімдерін жеңген адамды айтады … Философиялық терминдердің сөздігі

    В буддизме хинаяны существо, достигшее освобождения (нирваны) от цепи перерождений (сансары) … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр. arhat. пали arahant, букв. «достойный»), в буддийской мифологии: 1) эпитет будды; 2) в мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития, т. е. нирваны. Путь к достижению состояния А. разделяется на четыре… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 святой (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    В буддизме хинаяны существо, достигшее «освобождения» (нирваны) от цепи перерождений (сансары). * * * АРХАТ АРХАТ, в буддизме хинаяны (см. ХИНАЯНА) существо, достигшее «освобождения» (нирваны (см. НИРВАНА)) от цепи перерождений (сансары (см.… … Энциклопедический словарь

    - (санскр., пали арахат, дословно «достойный») человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз; не возвращающийся; архат). К числу А. относятся… … Буддизм

    АРХАТ - (санкр.): в буддизме – тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного и, таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Архат - (Arhat) В буддизме тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти оков, которые все еще ограничивают его, а… … Словарь йоги

    В буддизме хинаяна, последняя ступень практики в достижении просветления, святой, достигший цели, нирваны, и навеки погрузившийся в нее. В махаяне идеал архата считается недостижимым и заменяется идеалом бодхисаттвы спасителя всех живых существ.… … Религиозные термины

Книги

  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений , Домашева-Самойленко Н. Категория: Эзотерика Издатель: Амрита , Производитель: Амрита ,
  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений между мужчиной и женщиной , Самойленко Владимир , Домашева-Самойленко Надежда , В этой книге раскрыта суть Законов Космоса, используя которые мужчина и женщина не только создадут основанную на любви, ладе и согласии семью, но и разовьют ее в Звездную Пару, обладающую… Категория: Эзотерика Издатель: Свет , Производитель:

Мы обсуждали ламрим: эта схема, упорядочивающая основные наставления сутры. В нём говорится о различных уровнях мотивации, которые играют роль путеводных состояний ума, ведущих к благоприятным рождениям, к освобождению от неуправляемого круговорота перерождений и к просветлению. Под просветлением понимается получение способности помогать всем существам выйти из неуправляемого круговорота перерождений. Уровни ламрима последовательны, но они подобны не ступенькам лестницы, а этажам здания: каждый последующий этаж располагается на предыдущем.

Ламрим основан на перерождении – на том, что у личного потока ума нет ни начала, ни конца. Многие из нас, западных людей, следуют ламриму в варианте Дхармы-лайт, стремясь повысить качество этой жизни. Хотя Дхарма-лайт не может привести к просветлению, это важный первый шаг. В конечном счёте мы будем готовы практиковать, проходя по трём уровням мотивации, и прилагать усилия ради просветления. Отсюда не следует, что практиковать только Дхарму-лайт бессмысленно: это, без сомнения, полезно. Но с точки зрения подлинных методов буддизма её имеет смысл рассматривать как этап на пути к высшим стадиям.

Кроме того, мы говорили, что материал ламрима необходимо изучать снова и снова. Узнавая новые наставления Дхармы, нужно возвращаться и соотносить изученное с разными темами ламрима, поскольку все они взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Такой подход будет способствовать нашему развитию и росту понимания. Кроме того, вся наша практика становится махаянской, если мы стараемся практиковать мотивирующие эмоции продвинутого уровня – любовь и сострадание, – делая их движущей силой на всех последовательных стадиях, то есть дополняя ими мотивирующую эмоцию каждого уровня.

Но я бы не назвал это «великим состраданием». Сострадание в целом – это пожелание, чтобы все освободились от страданий и их причин. Для начала этого достаточно. Великое сострадание – это пожелание, чтобы все освободились от глубочайшего типа страдания – страдания всепроникающего воздействия, вызванного воспроизводящими себя совокупностями. Оно «великое» в том смысле, что распространяется одинаково на каждое ограниченное существо без исключения и по силе не отличается от сострадания матери к своему единственному ребёнку. Работая с ламримом, нереалистично требовать от себя такое сострадание.

Развитие мотивации начального уровня Arrow down Arrow up

Мы рассмотрели, как стать человеком с начальным уровнем мотивации. Для этого недостаточно изучать наставления этого уровня или даже запоминать списки. Речь идёт о полной трансформации в такого человека. Это можно увидеть в первой главе текста Шантидевы «Вступая на путь поведения бодхисаттвы». Шантидева говорит, что, как только мы развили намерение бодхичитты, положительная сила будет возрастать днём, ночью и даже в состоянии опьянения.

Это относится к моменту, когда мы развили не просто бодхичитту, а так называемую бодхичитту без усилий : нам больше не нужно стараться её развивать, она возникает естественным образом. Конечно, вначале нужно проходить все стадии развития бодхичитты, занимаясь семичастной медитацией на основе причин и следствий либо практикой уравнивания себя и других и замены себя на других. Это требует больших усилий. Когда у нас появляется бодхичитта без усилий, применять эти методы больше не нужно, потому что бодхичитта присутствует в нашем уме всё время.

Точно так же можно сказать, что мы стали личностью начального уровня, когда мы стремимся к более благоприятным перерождениям и это не требует усилий. Нам больше не нужно проходить все стадии медитаций о драгоценном человеческом рождении, смерти и непостоянстве, низших мирах, надёжном направлении и карме. Намерение начального уровня просто присутствует всё время без усилий, даже когда мы его не осознаём.

Интегрировать в свою жизнь мотивацию начального уровня – немалое достижение. Это не исключает заботу о делах нынешней жизни, но они не должны быть в центре нашего внимания. Чтобы достичь начального уровня мотивации, в первую очередь нужна совершенная, без тени сомнения, убеждённость в перерождении: что последуют будущие рождения, на которые повлияет карма, и поэтому нам нужно что-то делать. Конечно, нужна твёрдая уверенность в том, что мы можем что-то сделать, чтобы обеспечить себе лучшие рождения.

Это не значит, что нельзя работать над остальными уровнями мотивации, пока мы в полной мере не развили мотивацию начального уровня. Если мы достигли определённой ступени начального уровня и нам всё ещё нужно развивать его с помощью медитации – этого достаточно, можно двигаться дальше, даже если у нас нет полной убеждённости в перерождении. У нас нет стопроцентной убеждённости, но в своём нерешительном колебании мы больше склоняемся к тому, что перерождение существует. Мы оставляем за собой право сомневаться и идём дальше.

Однако если мы переходим на следующие ступени, не достигнув полной интеграции предыдущих уровней мотивации, это означает, что на начальном уровне у нас осталось много работы. Поэтому нужно работать над разными стадиями снова и снова.

Непривязанность к постоянным драгоценным человеческим рождениям Arrow down Arrow up

Средний уровень ещё более сложный и глубокий, чем начальный. Здесь мы стремимся полностью освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Если наша мотивация начального уровня искренняя, то чрезвычайно легко и естественно возникает привязанность к драгоценной человеческой жизни. На этом уровне мы постоянно молимся: «Пусть я снова получу драгоценное человеческое рождение. Пусть снова встречусь со своими гуру и попутчиками в Дхарме, пусть у меня будут благоприятные обстоятельства», и так далее. Преодолеть эту привязанность и понять, что такое отречение – решимость быть свободным – непросто.

Когда мы думаем, что у нас будет хорошее здоровье, красивое молодое тело и так далее, наше стремление к человеческому перерождению смешивается с привязанностью. Означает ли это, что на среднем уровне мотивации мы ничего этого не хотим? На среднем уровне мы хотим стать освобождёнными существами, архатами. Что это вообще означает? Что мы никогда больше не увидим друзей? Очень сложно даже представить, что значит быть освобождённым существом.

Таким образом, трудно выйти за пределы желания получать благоприятные рождения – драгоценные человеческие рождения с друзьями, богатством, благоприятными обстоятельствами и так далее. Особенно когда мы стареем, нас манит мысль снова стать молодыми, снова влюбиться и испытать соответствующие удовольствия. Мы сможем лучше видеть, слышать, у нас будет больше сил, мы будем привлекательнее. Поэтому желание иметь драгоценную человеческую жизнь сильно смешивается со стремлением снова быть молодыми. Шаг на средний уровень очень непростой. А с бодхичиттой ещё труднее: вы можете представить, что искренне желаете освободить каждое насекомое?

Что значит быть архатом? Arrow down Arrow up

Хорошо иметь ясное понимание, что с нами произойдёт, когда мы станем архатами. Есть много представлений о том, кто такой архат, но, если мы следуем пути махаяны, мы не согласны с представлениями хинаяны о том, что после смерти архата его поток ума заканчивается. У нас другое понимание архатства.

Два типа архатов в зависимости от времени развития бодхичитты

Есть два типа освобождённых существ, или архатов. Первый тип – архат, который сначала стремился к архатству, а после освобождения зарождает бодхичитту и вступает на путь бодхисаттвы. И другой тип – архаты, которых называют «архатами определённой линии». Это означает, что задолго до достижения архатства они развивают бодхичитту и устремляются к просветлению, достигая архатства на пути к состоянию будды. Давайте назовём первый тип хинаянскими архатами. После смерти их поток ума переходит в чистый мир. Архаты определённой линии могут либо отправиться в чистый мир, либо проявиться на обычных уровнях существования. В отличие от «нечистых» сансарных миров, чистые миры лишены страданий. Но они не похожи на рай, как он описывается в других религиях. Это места, где обстоятельства наиболее благоприятны для дальнейшего изучения и практики Дхармы.

Оба типа архатов превзошли существование в сансаре – неуправляемое перерождение. Но это не означает, что они управляют своими перерождениями. Проблема в том, что слово «управлять» может ассоциироваться с властью или силой. Смысл в том, что они больше не переродятся под влиянием беспокоящих эмоций и кармы.

Архаты в чистых мирах

У освобождённых существ в чистых мирах больше нет так называемых «получающих совокупностей», то есть совокупностей, которые мы получаем, находясь под властью беспокоящих эмоций и кармы по принципу 12 звеньев зависимого возникновения. У них есть совокупности – тело и ум, – но не обретённые в силу кармических беспокоящих эмоций.

Тело архата состоит из тонких элементов. В буддизме «элементы» (стихии) – это земля, вода, огонь и ветер, то есть, в западном понимании, твёрдое, жидкое и газообразное состояния, а также энергия. В чистом мире эти тонкие элементы видимы для других архатов, но обычные люди их не воспринимают. Такое тело также называют «ментальным телом», но оно не похоже на то, что мы видим во сне. Скорее, оно напоминает тела существ уровня нематериальных форм («мира форм»). У них нет болезней, старости и смерти: жизнь может длиться там бесконечно, и они могут пребывать в состоянии, которое называют «крайностью удовлетворённости», продолжая медитировать на пустотность или другие темы, связанные с четырьмя благородными истинами. Либо они зарождают бодхичитту и продолжают изучать и практиковать махаяну в чистом мире. Кроме этого, они могут проявиться в обычных мирах, таких как наш.

Следуя ламриму, последовательным стадиям пути махаяны, мы не хотим болтаться в чистой земле. Конечно, в тантре есть практики для переноса сознания в чистый мир. Там нет отвлечений и бодхисаттва не живёт в своё удовольствие, а непрерывно изучает и практикует Дхарму, 24 часа в сутки. Став архатом или бодхисаттвой-архатом, можно или оставаться там, или проявиться в нашем мире и продолжить помогать другим. Скорее всего, это связано с личными склонностями или характером.

Тело архатов в обычном мире

Когда тонкие элементы тела архата проявляются в обычном мире, они соединяются с грубыми элементами спермы и яйцеклетки родителей, подобно тому как когда в этот мир приходит будда. Это не «душа» и не материальное тонкое тело, которое входит в грубые элементы спермы и яйцеклетки, и не отдельная вещь, которая использует более грубое тело или владеет им.

Здесь мы применяем такой же анализ пустотности, как и при исследовании отношения между «я» и совокупностями. Точно так же как «я» может быть приписано на основе грубых элементов тела и ума, тонкие элементы тела архата или будды можно приписать на основе грубых элементов спермы и яйцеклетки родителей. То, что приписано, и основа для приписывания – не одно и то же. Грубые элементы тела (основа приписывания) подвержены рождению, болезни, старению и смерти, но тонкие элементы тела архата или будды от этого освобождены.

В каком-то смысле, став освобождённым существом, мы не уходим, оставляя духовных учителей и друзей: мы не собираемся отдыхать в чистой земле, наслаждаясь так называемым покоем нирваны. Мы по-прежнему можем быть вместе с гуру и друзьями, но без привязанности. Это небольшое пояснение к тому, о чём идёт речь.

Испорченные и неиспорченные совокупности

Согласно определению прасангики гелуг, испорченные совокупности создают видимость истинно обоснованного существования, а неиспорченные такой видимости не создают. Пока архат полностью поглощён пустотностью, его ум не создаёт видимости истинно обоснованного существования и его совокупности – неиспорченные. В периоды последующего достижения , когда архат не находится в полной поглощённости пустотностью, его ум создаёт видимость истинно обоснованного существования. В это время совокупности архата относятся к испорченным.

Таким образом, иногда совокупности архатов испорченные, а иногда нет. С другой стороны, совокупности будды всегда неиспорченные, потому что будда всё время пребывает в полной поглощённости пустотностью. Следовательно, между тонкими элементами тела будды и архата есть разница, хотя оба, проявляясь в мире, приписываются на основе грубых элементов тел своих родителей – спермы и яйцеклетки.

Информации очень много, но давайте попробуем начать с ней работать и попытаемся понять, что здесь имеется в виду. Мы хотим стать освобождённым существом. Достигнув архатства, мы хотим встать на путь бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Поэтому мы продолжаем проявляться в этом мире. Речь не о том, что перед нами окажется список кандидатов, из которого мы сможем выбрать новых родителей. Но вследствие многочисленных зависимо возникающих факторов будет установлена связь между нашими тонкими элементами архата и грубыми элементами спермы и яйцеклетки двух людей.

Архаты не страдают

Разумеется, грубые элементы подвержены законам непостоянства, поэтому будут возникать проблемы и болезни. Они изнашиваются и однажды больше не смогут служить основой для ума освобождённого существа. На них распространяются законы физики, но на происходящее с ними не влияют беспокоящие эмоции и карма. Однако тонкое тело не подвергнется болезни, старению и смерти.

Также в состоянии архатства мы будем переживать происходящее с грубыми элементами тела, не испытывая ни одного из трёх видов страданий: страдания несчастья, страдания обычного счастья и всепроникающего страдания. Все наши переживания будут сопровождаться либо счастьем, либо беспристрастием, которые не смешаны ни с цеплянием за истинное существование, ни с привязанностью. Будучи архатами, мы можем пребывать в состоянии поглощённости на одном из высших уровней умственной устойчивости, в которых есть только беспристрастие. Но в состоянии будды мы бы не испытывали ничего, кроме счастья, свободного от всех беспокоящих эмоций. В тантре это называют блаженным осознаванием.

Эта тема заняла у нас какое-то время, но нам нужно знать, что будет после освобождения, если мы хотим выбраться из сансары. Без ясного понимания этого нам будет сложно сказать: «Да, я хочу освободиться от перерождений в сансаре!»

Тонкое тело архата отличается от тела форм будды Arrow down Arrow up

Далее нужно пояснить, что тонкое тело архата и тонкие физические тела будды отличаются, важно их не путать. Тонкие тела будды, которые называют нирманакая и самбхогакая , намного тоньше тонкого тела архата, так называемого ментального тела. Но они одинаковым образом приписаны на основе грубых элементов отца и матери.

Сострадание и молитвы вместо кармы

Происходящее в нашем сансарном существовании, до того как мы стали освобождёнными существами, – результат огромного количества разнообразных факторов, включая кармические факторы в нашем потоке ума и в потоках ума других существ. Например, мы ведём машину и сбиваем выбежавшего на проезжую часть человека. Случившееся – результат не только моей, но и его кармы. Тогда как всё происходящее с нами после того, как мы стали архатами-бодхисаттвами или буддами, например разные люди, которых мы встречаем и которым пытаемся помочь, – это результат нашего сострадания и молитв о том, чтобы быть способными приносить всем пользу. Для других это результат их кармы. Но это не последствие нашей кармы, а результат нашего пожелания приносить пользу всем существам. Поэтому, чтобы установить связь с бесчисленными существами, мы выполняем практики махаяны, представляя вокруг себя бесчисленных живых существ.

Став архатом-бодхисаттвой или буддой, мы будем общаться с людьми, не испытывая к ним никаких беспокоящих эмоций: ни привязанности, ни враждебности, ничего подобного. В то время как другие люди в силу своей кармы и других факторов могут чувствовать к нам привязанность и враждебность. Мы будем чувствовать только совершенное сострадание и беспристрастие ко всем, хотя на внешнем уровне наше взаимодействие с другими может принимать самые разные формы.

Резюме Arrow down Arrow up

К идее о том, чтобы снова и снова получать драгоценное человеческое перерождение, легко привязаться, особенно когда мы думаем, что снова сможем стать молодыми, умными и красивыми! На промежуточном уровне мотивации ламрима мы устремляемся к более высокой цели, желая освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Однако большинство из нас вряд ли смогут представить, на что это похоже. Но правильно поняв, что такое освобождение, мы сможем сделать его своей целью.

अर्हत् - достойный; или пали араха ) - в буддизме - человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из « колеса перерождений ».

В самой ранней ветви буддизма - тхераваде , архат - это человек полностью избавившийся от омрачений . Архат, согласно этому направлению буддизма, есть наивысшая степень Просветления . Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут преимущественно буддийские монахи , практикующие буддизм самостоятельно, при этом также необходимо большое количество перерождений . Миряне согласно Трипитаке (Сутта-нипата, 392-403 (Сутта «Дхаммика»), Каттхаваттху 4:1) также могут стать архатами, хотя обычно их убеждают улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом . Российский буддолог А. В. Парибок в своём Послесловии к Милиндапаньхе (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи (буддийской общины, монахи), но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. Милиндапаньха, классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях . В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса» .

В махаяне же существует такое понятие как Всеведение Будды - таким образом любой буддист может достичь Просветления. Особенно показательна в этом отношении «Вималакирти-нирдеша-сутра» («Сутра поучений Вималакирти», важнейший махаянский текст, по мнению учёных, созданный ориентировочно в 100 году новой эры).

Архат, согласно махаяне, зациклен на собственном просветлении и не может постичь Всеведения - самой последней стадии Пробуждения и умиротворения.

На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной - «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень - сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем - анагамин (невозвращающийся); он не вернётся в мир желаний - камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах - рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает Нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. Согласно воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы . С точки зрения буддийской философской школы Мадхъямака - Прасангика , архаты хинаяны не полностью избавились от омрачений, так как хинаянские практики (в том числе в школе тхеравада), придерживаются философских воззрений школ