Голсуорси произведения список. Приложение произведения джона голсуорси

Английский прозаик и драматург. Родился в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-Колледже Оксфордского университета, в 1889 г. получил степень бакалавра юриспруденции, был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 лет начал писать; свою первую книгу «Под четырьмя ветрами» опубликовал в 1897 г. Романы «Джослин» и «Вилла Рубейн» издал под псевдонимом Джон Синджон.

С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» Голсуорси последовательно критиковал английское общество -романы «Собственник», «Усадьба», «Братство» и «Патриций». В них сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.

Из числа романов, критикующих английскую жизнь, следует исключить «Темный цветок», «Фриленды», «Сильнее смерти» и «Путь святого», в каждом из которых затрагивается некая социальная проблема и, как правило, излагается история любви.

Помимо 16 романов, Голсуорси написал 25 пьес (из них шесть одноактных). В них автор развивает главным образом социальные темы собственности, классовости правосудия, лицемерия высших слоев общества в области морали и т. д. Наиболее известны «Серебряная коробка», «Борьба», «Правосудие», «Простофиля», «Беглая», «Толпа» и «Мертвая хватка».

В трех своих сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием «Караван», выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы «Парень из Девона», «Заключенный», «Рабочие», «Лес», «Вражда», «Шантажист» и т. д.

Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Голсуорси в анализе человеческой психики («Мельник из Ди», «Прощанье», «Пробуждение» - интерлюдия из «Саги о Форсайтах», - «Гедонист», «Молчание» и др.). Помимо этих книг издал сборник стихотворений «Стихи новые и старые» и три сборника статей и очерков.

В 1917 г. Голсуорси вернулся к «Собственнику», в критическом отношении самому сильному своему роману, и, добавив к нему сначала интерлюдию «Последнее лето Форсайта», затем «В петле», и «Сдается в наем» создал свою великую трилогию «Сага о Форсайтах». За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна», «Серебряная ложка» и «Лебединая песнь». «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» - это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца XIX - начала XX вв. В ноябре 1932 г.

Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В творчестве Голсуорси сочетаются импрессионизм и реализм> нравственная проповедь и гуманизм. Он глубоко чувствовал красоту жизни и одновременно был летописцем общества, озабоченным социальной несправедливостью.

«Голсуорси - философ и поэт, поэт-мистик, и кроме того чрезвычайно убедительный и систематичный из реалистов.

Я пишу эти слова не для того, чтобы определить его в какую либо категорию. Я не думаю о его манере экспрессии, но о его искусстве, разнообразном в зависимости от его точки зрения, которая, как у всех великих артистов, выражена желанием поймать и отобразить факт. Не факт видимый простым взглядом, а духовную сущность, таинство не дающее покоя артисту, сила идеи, интуитивное понимание того, что находится под видимой оболочкой существа или вещи, понимание, которое они пытаются донести до нас, по своему интерпретируя то, что видят...»

Джон Голсуорси (англ. John Galsworthy), английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах». Родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей, Англия). Отец Джон Голсуорси-старший был городским жителем, чья семья быстро поднималась по социальной лестнице. Он возглавлял юридическую контору, имевшую в городе несколько филиалов. Женитьба на пятом десятке в 1862 году на Бланш Бейли Бартлет – двадцатипятилетней девушке из семьи с хорошими связями – еще более упрочила его положение в обществе. Бланш была дочерью Чарлза Бартлета, мирового судьи, весьма уважаемого в Вустершире. Бланш никогда не забывала, что вышла замуж за человека, занимающего значительно более низкое, чем она сама, положение в обществе, и что род Голсуорси – ничто по сравнению с её собственным. Отец Голсуорси, изображенный позднее в образе старого Джолиона из «Саги о Форсайтах», всегда играл важную роль в жизни своих детей. С детьми его разделяла огромная разница в возрасте, он был глубоким стариком к тому времени, когда дети выросли.

Когда Джону исполнилось девять лет, он навсегда покинул детскую и направился в Борнмут в подготовительную школу Соджин. Летом 1881 года Голсуорси перевели из Соджина в Хэрроу. Внешне Голсуорси был обыкновенным школьником, не очень прилежным в учебе, но добившимся больших успехов на спортивном поприще. В выпускном классе он был и старостой класса, и старостой Мортон-Хауза. По воспоминаниям бывшего директора Хэрроу доктора Дж. Е. Уэллдона «Он был спокойным, скромным, непритязательным мальчиком... держался строго и с достоинством, делал неплохие успехи и в учёбе, и в других сферах школьной жизни; однако в нем не было того многообещающего начала, по которому можно было бы угадать его блестящее будущее». С 29 сентября 1886 года изучал право в Нью-колледже Оксфордского университета. Там же весьма активно увлекся скачками и картами. От этого увлечения позже страдает Джолион-младший в рассказе «A Sad Affair». В Оксфорде он стал членом драматического общества Оксфордского университета, написал пьесу «Gooddirore» – пародию на оперу «Раддигор, или Проклятие ведьмы» («Ruddigore») Гилберта и Салливена – и сам играл в ней роль Спунера, эксцентричного преподавателя. В 1889 году он закончил университет, получив степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру.

К началу лета 1892 года Джон Голсуорси-старший принял решение отправить старшего сына за границу чтобы Джон-младший лучше изучил мореходное право. Голсуорси планировал отправится в Австралию, затем в Новую Зеландию и южные моря, где на островах Самоа рассчитывал встретиться с Робертом Льюисом Стивенсоном, будучи страстными почитателем творчества писателя. В Сиднее он он отказался от своего первоначального плана плыть на Самоа и вместо этого отправился в Новую Каледонию, на острова Фиджи. Затем на Нумеа – острове в Южном море, где было поселение французских каторжан, которые произвели огромное впечатление на Джона, использовавшего затем некоторые из услышанных от них историй в книгах. Это была, наверное, первая встреча Голсуорси с человеческими существами, томящимися в неволе. Именно здесь была подорвана сама основа «форсайтского» самодовольства, что позже заставит его посетить тюрьму в Дартмуре, чтобы самому познакомиться с условиями в ней, заставит написать «Правосудие» и в конце концов начать кампанию борьбы за улучшение условий жизни заключенных, и особенно против ужасающей бесчеловечности одиночного заключения. С острова Нумеа он продолжил свой путь в Левуку, затем проследовал в Ба. В Окленде в Новой Зеландии он решил вернуться в Англию на борту клиппера «Торренс» чтобы успеть на свадьбу сестры. Это путешествие имело для Голсуорси далеко идущие последствия: во время него он приобрел нового друга. Это был Джозеф Конрад, с которым они пробыли в море пятьдесят шесть дней. Всю свою жизнь Голсуорси оставался страстным путешественником, в 1894 году он побывал и в России. Из поездки Джон вернулся домой с полным отсутствием желания работать в адвокатуре. Он писал в Крейг-Лодже в Шотландии »...Как бы я хотел обладать талантом – я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь – быть писателем, если только писательство не самоцель, а способ выражать свои мысли; но если ты похож на мелкий пересохший пруд, в котором нет животворной холодной воды, а в глубине не водятся причудливые, но красивые существа, какой смысл писать?...» Неясные желания Голсуорси сформировались в одно мгновение за которое переменилась вся его жизнь. Это была встреча на Пасху 1895 года на Северном вокзале в Париже, где он провожал Аду Пирсон и ее мать. Ада тогда сказала: «Почему вы не пишете? Вы же для этого созданы»

Голсуорси много читал, предпочитая произведения Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого, и Флобера прежде чем в 28 лет стать писателем. Свою первую книгу «From the Four Winds» (Под четырьмя ветрами) опубликовал в 1897 под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn) и оставил юриспруденцию. За сборником рассказов последовали романы «Джослин» (1899), «Вилла Рубейн» (1900) и сборник «Человек из Девона» (1901), позже переизданный под настоящим именем автора.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила Голсуорси на роман «Собственник» (The Man of Property), который был закончен в 1906 году и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».

С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» (1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество. В романах «Собственник», «Усадьба» (1907), «Братство» (1909) и «Патриций» (1911) сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.

Особенно восхищались творчеством Голсуорси в Америке. Когда в 1916 г. стало известно, что он закончил роман «Сильнее смерти» (1917), редакция американского журнала «Космополитен» немедленно прислала ему чек за право на серийное издание «с благодарностью за превосходное качество произведения». Впрочем, сам писатель отнюдь не питал иллюзий относительно художественной ценности своего романа и в 1923 г. выпустил его в переработанном виде. И тем не менее начиная с 1917 г. и по 1938 г. роман «Сильнее смерти» переиздавался 15 раз.

Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Наиболее известны «Серебряная коробка» (1906), «Схватка» (1909), «Правосудие» (1910), «The Pigeon» (1910), «Беглая» (1913), «Толпа» (1914) и «Без перчаток» (1920). Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: жестокое обращение с животными, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом.

К началу первой мировой войны он был очень обеспокоен и подавлен. «4 августа 1914. Мы тоже втянуты в войну... Ужас накатывает волнами, и счастье покинуло нас. Я не могу сохранять спокойствие и не могу работать.». Помимо нравственных мучений, вызванных постоянно ухудшавшейся политической обстановкой, у Голсуорси появились и семейные проблемы: 77-летняя мать Бланш Голсуорси скончалась 6 мая 1915 года. Очень плохо обстояли дела у зятя Голсуорси, художника Георга Саутера, который официально был признан принадлежащим к вражеской нации и таким образом подпадал под закон об интернировании иностранцев, проживающих в Англии. Решение своих сомнений Голсуорси видит в том, чтобы работать с удвоенной энергией и решимостью. Отныне все деньги, заработанные литературой, он отдает на военные нужды; он не без оснований полагает, что таким образом принесёт больше пользы, чем своим участием в военных действиях. Опубликованный в августе 1915 года роман «Фриленды» не принес его автору большого успеха. Эту книгу считают самой «асоциальной» из всех книг Голсуорси. В опубликованном в 1916 году сборнике эссе «Sheaf» его мысль перескакивает от темы к теме, вплоть до заключительного абзаца, в котором раскрывается истинная причина всех его печалей - войне: «Это великое поражение всех утопистов, мечтателей, поэтов, философов, гуманистов, борцов за мир и поклонников искусства – человечество выбросило их со всеми их пожитками, их время миновало». В Ноябре 1916 года уехал во Францию, где делал массаж раненым французским солдатам. К 21 ноября у него установился определённый распорядок дня, начинавшийся с завтрака в 8.15, затем следовала серия из трех массажей и одного занятия по системе Мюллера. Последние массажи он делал в десять часов вечера. Сохранилась фотография, на которой запечатлены Джон с Адой среди нескольких французов, – Джон одет в форму офицера британской армии. Работа не ограничивалась лишь массажем, он принимали живое участие в судьбе пациентов – французских солдат, а рассказ «Обломки» (Flotsam and Jetsam) является ярким и сочувственным описанием историй двух из их подопечных. Обретённый в госпитале опыт усилил его интерес к проблемам демобилизованных по ранению. Что ждёт их в будущем, смогут ли они обучиться чему-нибудь и приспособиться к жизни в послевоенном мире? Или же существует опасность, что страна, которой они служили, забудет о них сразу же, как только наступит мир? В 1917 году Джон отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. Джон Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве.

Вернувшись в Англию, Голсуорси немедленно взялся за перо, приступив к работе над повестью под названием «Последнее лето Форсайта». 25 июля 1918 года вышел в свет сборник «Пять рассказов»; это была качественно более высокая ступень по сравнению с романами «Сильнее смерти» и «Путь святого». «Цвет яблони» и «Последнее лето Форсайта» по праву могли занять место рядом с лучшими произведениями Голсуорси, и их автор сознавал это. Новый сборник имел весьма красноречивый подзаголовок «Жизнь заказывает музыку, а мы под неё танцуем». В августе он приступил к работе над второй частью «Саги о Форсайтах». Он напишет «Идея сделать «Собственника» первой частью трилогии и соединить со второй частью интерлюдией «Последнее лето Форсайта» и еще небольшой вставкой пришла мне в голову в субботу 28 июля, и в тот же день я принялся за работу. Благодаря этому замыслу, если мне удастся его воплотить, объем «Саги» будет около полумиллиона слов, а сам роман станет наиболее долговечным и серьезным произведением, принадлежащим нашему поколению. Ибо, если я смогу это сделать, он будет более связной книгой, чем сентиментальная трилогия N. Но смогу ли я довести дело до конца?». Когда в 1922 г. трилогия «Сага о Форсайтах» вышла одновременно в Лондоне и Нью-Йорке, читатели книгу просто-таки расхватывали. За короткий промежуток времени количество экземпляров «Саги», распроданных по обе стороны Атлантики, достигло шестизначного числа.

За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна» (1924), роман «Серебряная ложка» (1926) и «Лебединая песнь» (1928). «Серебряная ложка» также стал бестселлером как в Англии, так и в Америке, хотя критика встретила его не очень-то одобрительно. «Современная комедия» - была закончена Голсуорси в 1929 г., к этому времени первая трилогия - «Сага о Форсайтах» - была переиздана уже 21 раз только в англоязычных странах.

Последняя из трилогий Голсуорси «Конец главы» – романы «Девушка ждёт» (1931), «Пустыня в цвету» (1932) и «Через реку» (1933), повествует о следующем поколении британского высшего общества.

В 1919 году он стал председателем английского отделения международной организации либеральных писателей - «Пенклуба». Основной задачей своей общественной деятельности он считал объединение писателей против угрозы войны.

В 1927 году Джон Голсуорси издал сборник своих выступлений, эссе, критических исследований, воспоминаний и медитаций «Испанские замки» (Castles in Spain and other stories, 1927), содержащий серию признаний писателя и пояснений к его произведениям, а также раскрывающий тайны его творческой лаборатории.

Популярность творчества Джона Голсуорси и его романа «Сильнее смерти» (1917) была в первой трети XX в. настолько велика, что роман в 1927 году перевели на русский язык, а в 1929 году в Ленинграде вышло собрание сочинений английского писателя в 12-ти томах.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Голсуорси создал внушительный объём литературной продукции, куда входят 20 романов, 30 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 повестей и рассказов, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

В 1929 году Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», в 1931 Принстонский университет присвоил писателю почетное ученое звание, а в 1932 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».» Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

31 января 1933 у Голсуорси вдруг резко стала подниматься температура, утром она достигла 107 градусов (выше 41 градуса по Цельсию). Ему сделали укол морфия, и он впал в кому. Джон Голсуорси скончался в 9 часов 15 минут после агонии.

3 февраля Джона Голсуорси кремировали в Уокинге, а 9 февраля состоялась траурная церемония в Вестминстерском аббатстве, хотя его настоятель доктор Фоксли Норрис отказал У. В. Льюкасу и обществу писателей в их просьбе похоронить Голсуорси в аббатстве.

25 марта, в соответствии с волей покойного, его прах был развеян его племянником Рудольфом Саутером в горах, окружавших Бери. Наконец этот человек обрел свободу, а его прах упокоился на тех холмах и в тех краях, которые он так любил.

Развейте мой прах!

Гнить не хочу в могиле,

Когда придет мой черед.

Прах мой, как горстку пыли,

Пусть ветер себе берет!

Развейте мой прах!

Фантастическая сторона мечтателя-Голсуорси мало знакома русскому читателю. В основном она выражена поэзией, не переведённой на русский язык. Это - морская нимфа в мантии морской воды разговаривающая с Пaном («Rhyme of the Land and Sea»), спешащая на помощь душа Фрэнсиса Дрэйка («Drake"s Spirit»), нoворожденная Венера («Birth of Venus»), горящие глаза уличных ламп («Street Lamps»), развратница-луна («Moon at dawn») и другие.

Первый мистический рассказ автора «The Doldrums» опубликован в 1897 году. В нём молодой Рэймонд видит привидение корабельного доктора. Душа предстаёт перед ним на палубе корабля, с запрокинутой головой и вскинутыми вверх руками, с ужасным «мертвым лицом живого человека». В аллегорической пьесе «The Little Dream» (1911) Гора Великий Рог зовёт к себе молодую трактирщицу Силчен, с ней также разговаривают другие горы и цветы. В 1912 году Госуорси объяснял важность символизма этого произведения следующими словами: «В моей пьесе маленькая душа (Силчен) переходит из этого мира конфликтов на путь неизвестного, загадочного и вечного умиротворения или Гармонии...». Затем он опубликовал историю «Голос свыше» - история о бразильской красавице, чья человеческая природа ставится под сомнение, и о «голосе», который не мог быть ничем другим кроме как голосом Бога. Рассказы Голсуорси печатались в жанровых антологиях «The World"s 100 Best Short Stories: Vol. 9, Ghosts», «And the Darkness Falls», «The Lucifer Society: Macabre Tales by Great Modern Writers», «Classic Tales of Horror», «Greasepaint and Ghosts».

Стихотворение Голсуорси «Могила в торфянике» было навеяно могилой Китти Джей – одной из достопримечательностей Дартмура, которая и поныне всегда усыпана цветами. Легенда о Джей – это история покончившей с собой из-за любви девушки, которую запретили хоронить на освященной земле, и которая порой возвращается на свою могилу прекрасным призраком:

Меня схоронили здесь... И при свете дня

Я буду здесь лежать, и при свете звезд.

Меня схоронили здесь, и не для меня,

Убитой любовью, – надгробие и погост.

Меня схоронили здесь... Поросла травой

Могила на пустоши. Лишь порой в тишине

Копыта коня простучат над моей головой.

Я в Судный день не воскресну, но спится спокойно мне.

Повесть «Цвет яблони» также навеяна историей Китти Джей.

Загадка смерти завораживала писателя, он возвращался к ней неоднократно. В последней своей пьесе «The Roof» медсестра рассказывает о смерти одной старушки, чьё лицо перед смертью было «...потемневшем и запавшем». Вдруг оно просветлело, она еле заметно сладко улыбнулась, и отошла. Почему - почему бы она улыбалась если перед ней ничего не открылось?».

Голсуорси также интересовался психологией ужасов. Описание страха данное в романе «Тёмный цветок» было настолько удачно, что теперь оно входит, как пример, в толкование слов «Жуть» (Uncanny) и «Сверхъестественный»(Unearthly) во многие англоязычные словари и энциклопедии.

Писатель верил в космический порядок вещей который он называл принципом множества слоев, оборачивающих друг друга. Эта точка зрения была выражена в предисловии к сборнику «Гостиница Успокоения» в издании 1923 года: «Мне осталось только приемлить то, чему суждено быть. Из таинства мы приходим, и в таинство возвращаемся... бесконечный мир - это всё что мне дано».

В «Лебединой песне» Голсуорси даёт своё определение человеческой жизни: «Что за мир! Какая работа Вечного Начала! А когда умрешь, как «старик», ляжешь на покой под дикой яблоней - что же, это только минутный отдых Начала в твоем затихшем теле. Нет, даже не отдых - это опять движение в таинственном ритме, который зовется жизнью! Кто остановит это движение, кто захотел бы его остановить? И если один слабый стяжатель, как этот бедный старик, попробует и на мгновение это ему удастся, - только лишний раз мигнут звезды, когда его не станет. Иметь и сохранить - да разве это бывает!»

Текст: Андрей Цунский
Фото: кадр из сериала «The Forsyte Saga»,United Kingdom. Damian Lewis, Gina McKee, (2002г.)/www.imdb.com

Ничто так не помогает пренебрегать обществом, как любовь.
Джон Голсуорси, «Сильнее смерти»

Если бы нужно было найти пример образцовой британской буржуазной семьи — то это была бы семья Голсуорси. Очень большие деньги, викторианская мораль, постоянная забота о том, чтобы выглядеть истинным джентльменом, — все это было ярко выражено. Отец — тоже Джон Голсуорси — юрист и управляющий семейным капиталом, мать Бланш — дочь владельца этого капитала. Молодой Джон, как истинный Голсуорси, должен был получить соответствующее образование, то есть отправиться в Харроу и Оксфорд. Что же до выбора профессии — был ли у единственного сына в семействе Голсуорси какой-то иной выбор, кроме профессии юриста? Впрочем, сфера сама по себе безграничная, а самый «английский» выбор направления юриспруденции — разумеется, морское право. Товарищи по университету характеризуют его лаконично и безупречно: «Истинный джентльмен и спортсмен». Казалось бы — семья может быть спокойна: капитал со временем перейдет в надежные руки.

СЕРДЦЕ ДЖЕНТЛЬМЕНА
Но мистер Голсуорси-джуниор не торопится начинать энергичную карьеру. Ему безразличны дела и гонорары. Да, причина очевидна: он безнадежно влюблен. И если бы это была любовь безответная — нет, все еще хуже. Он тоже любим, но его возлюбленная, Ада Купер, замужем за его собственным кузеном. И брак этот далеко не столь благопристоен, как выглядит снаружи…

Но мы здесь не собираемся искать скелеты в семье Голсуорси. Точно известно одно — Джон влюблен и не собирается этого скрывать. Но как же быть с репутацией семьи??? На семейном совете принимается строгое решение — Джон должен, как истинный англичанин, совершить кругосветное морское путешествие. И заодно проследить за семейным бизнесом на море.

ВСТРЕЧА В АДЕЛАИДЕ
В 1893 году Джон Голсуорси всходит на борт судна «Торренс», чтобы продолжить свое плавание. Буквально через несколько часов он знакомится с первым помощником капитана, между молодыми людьми возникает симпатия, которая перерастает в крепкую дружбу. Нового друга зовут Джозеф Конрад, но вскоре тот рассказывает Джону, что настоящее его имя — Юзеф Корженевски. Его родители — участники польского национального восстания в Российской империи. Оставшись в 17 лет сиротой, он бежал в Марсель, где стал матросом и был даже контрабандистом какое-то время! Затем, сдав экзамены, получил сертификат капитана, а в 1886 году стал британским подданным. Он путешествовал по Конго, и видел столько… Голсуорси возмущен: «Почему ты не пишешь об этом?!» Конрад дает ему рукопись романа «Каприз Олмейера». Именно под влиянием Голсуорси Конрад оставляет морскую службу и начинает блистательную карьеру писателя. Но что же сам Голсуорси? До начала его творчества — считанные месяцы!

ВЫБОР СДЕЛАН
Даже кругосветное путешествие когда-то заканчивается. Джон пытается заняться адвокатской практикой — но бросает после первого же дела. Начались, по его собственному выражению, «десять лет в оковах». В 1894 году у него как у юриста был кабинет в Пейпер-Билдингз, № 3, в Темпле. Потом он хотел упомянуть его в Нобелевской речи, «маленькую узкую комнату в «Иннер-Темпле» в Лондоне, которая именовалась моим «кабинетом» и благодаря которой существовал мелкий клерк по имени, кажется, Джордж. В этой комнате, похожей на монашескую келью, я написал начальные и, как это ни странно, последние страницы своего первого произведения».

Два года странствий — большой срок для молодого человека. Характер Джона закалился, он изменился внешне — стал взрослее и крепче. Но окрепли не только плечи, но и дух, и сердце. А главное — окрепла любовь к Аде. Именно ей на тайном свидании он открывает свое желание заняться литературой. И она верит в него!

Сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), навеянный Джоном Рёскиным, видным теоретиком искусства, писателем и поэтом, вышел в 1897 г. Голсуорси издает его под псевдонимом Джон Синджон. В отличие от читающей публики, сам автор остался недоволен дебютом. Причем настолько, что скупал и сжигал нераспроданные экземпляры! Но это не отчаяние разуверившегося в своих силах человека, наоборот — понимание, что он способен на большее! В дебютном сборнике проявляется и многозначность языка Голсуорси. Эти самые «Четыре ветра» можно перевести и как «На четырех ветрах», и вовсе как «На все четыре стороны».

Сам автор назвал сборник «маленькой отвратительной книжечкой». И снова принимается за работу. По раз и навсегда заведенному правилу с утра он пишет. Потом — читает, читает, читает… «Десять лет в оковах» — это и десять лет, в течение которых он прикован к письменному столу. Но эти оковы — добровольные. Ада, несмотря на неудачу с первым сборником поверила, что он будет великим писателем. А разве этого не достаточно? Но ее нет рядом. Она в доме, где каждая минута для нее — страдание. Пока он может только писать:

Аде (1895)
Милая! Ты отдыхаешь в тени -
Глаза подними, на меня взгляни…
Поверь, тебя люблю я сильнее,
Чем тис, что стоит, листвой зеленея,
Чем неба яркая синева,
Чем алые розы, густая трава,
Чем ветер, веющий с юга.
Нам не прожить друг без друга!
Любимая! Только тебя я люблю!

ПЕРВЫЙ РОМАН
Голсуорси начал наброски к первому большому роману «Джослин» еще до окаянных «Ветров». Как и «Четыре ветра», потом он запретил его переиздавать. Но и публиковать роман на невыгодных условиях тоже не позволил. Потому что понимал себе цену. 29 января 1898 года послал рукопись издателю Фишеру Анвину: «Если Вы возьмете эту книгу, — писал Голсуорси, — я предлагаю Вам следующие условия. Автор получает в случае продажи первых 500 экземпляров по 5 пенсов за книгу; в случае продажи от 500 до 2000 экземпляров — по 10 пенсов за книгу; в случае превышения этой цифры — по 1 шиллингу за экземпляр». Анвин отказался. Но начинающий издатель Джеральд Дакворт принял условия.

«Джослин» — это еще не Голсуорси, это Синджон. Но именно в этом романе появляется Миссис Трэвис — тетка главной героини. Образ яркий, запоминающийся и выведенный писателем не без сарказма: «Миссис Трэвис очень высоко ценила собственность, но еще выше она ставила комфорт; ее не интересовали вся эта музыка или картины, немногим больше нужны были ей театры, так как она чувствовала себя удовлетворенной и успокаивала свою совесть теми развлечениями, во время которых нужно было есть». Да, здесь из-за уголка страницы нам хитро подмигнул прищуренный недобрый взгляд, который мы будем узнавать в дальнейшем безошибочно. Взгляд Форсайтов.

КОНЕЦ ДЖОНА СИНДЖОНА
«Джон Синджон» опубликует еще две книги — «Вилла Рубейн» и «Человек из Девона». «Вилла Рубейн» будет иметь успех, и в том числе — коммерческий. Но этим произведениям все еще недостает главного: Джона Голсуорси. И лучше всех на свете понимает это он сам!

Но в «Человеке из Девона» есть рассказ, где из будущего великого произведения Голсуорси уже представляется нам и называет свою фамилию первый персонаж. Это рассказ «Спасение Суиззина Форсайта».

Рассказ написан методом, который сам Голсуорси назвал «негативным письмом». Состоявшегося и исполненного к себе уважения умирающего героя автор заставляет понять, что жизнь оказалось прожитой впустую, все, что он делал, — дань условностям и полное поражение, а возможное счастье упущено…

Негативный метод еще сыграет свою роль, когда Голсуорси начнет разработку образа Сомса Форсайта. А пока — достигнуто главное: роман «Остров фарисеев» выходит под фамилией своего создателя: ДЖОН ГОЛСУОРСИ. И это имя навсегда войдет историю мировой литературы.

«СОБСТВЕННИК»
В 1904 году умер Джон Голсуорси-старший. Получив солидное наследство, Джон-младший обретает не только
материальную свободу, но и независимость от предубеждений. Ада, вдохновительница и строгий критик, — но прежде всего — любимая женщина, — переезжает к нему. Через год она получит официальный развод и двое, столько лет ждавших этой минуты, поженятся и не расстанутся уже никогда. А Голсуорси пишет новый роман: «Собственник». И тут игра слов — «Тhe man of property» можно перевести и как «владелец собственности» и как «человек собственности». Кто же кому принадлежит?

Многие считают «Собственника» лучшим из написанного Голсуорси. И без сомнения — это первый полновесный том «Саги о Форсайтах». Отбросив условности, Джон, недавний «спортсмен и джентльмен», сдувающий пылинки с оксфордской мантии и приходящий в ужас от мысли испачкать шнурки ваксой, безжалостно описывает в романе членов собственной семьи — их описание столь точно, что имена героев романа можно подписывать под семейными фотографиями. Удушливая чопорность, нахальное английское мещанство корчится под его пером. Одному из друзей он пишет: «Мною движет ненависть к форсайтизму».

КОРОТКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СЕМЕЙНЫХ САГАХ
Самая объемная семейная сага в истории мировой литературы — «Ругон-Маккары» Эмиля Золя. Он писал ее, чтобы гигантским своим трудом доказать правоту философа-позитивиста Огюста Конта. Но генетика и последующие достижения науки, в том числе философской, разрушили замысел, не сделав, впрочем, ни один из романов Золя менее великим. «Тихий Дон» Шолохова разрушила трагическая история «расказачивания», — хотя и она не сделала эту сагу менее грандиозным литературным явлением. Сага Марио Пьюзо «Крестный отец» не дотягивает до великих произведений своим литературным качеством, хотя и это отнюдь не рядовое произведение. Да и ФБР постаралось на совесть.

Непоколебимо стоят среди произведений этого жанра Толстого — и «Сага о Форсайтах». Почему?

Толстой писал и о подлецах, и о героях — но в его строках не было ненависти к человеку. Была ненависть к преступлению, насилию, безнравственности. Но не к людям, тоже, кстати, легко узнаваемым… Основой «Войны и мира» была не идеология, а гуманизм.

Продолжая свой труд о Форсайтах, Голсуорси тоже ушел от ненависти — недаром так любил он Толстого и . «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — потому и трудна работа гениев — осуждая преступление, не карать за него людей.

К Форсайтам писатель не возвращался вплоть до конца Первой мировой войны. Но за это время, с 1907 по 1911 гг., он написал еще три романа: «Усадьба», «Братство» и «Патриция». В 1919 г. писатель вновь вернулся к теме Форсайтов, выпустив вторую часть трилогии саги «В петле», а в 1920-м — третью, «Сдается внаем». Оставаясь сатириком, жестким критиком, он начал жалеть поколение Форсайтов, переживших мировую войну. Словно что-то предчувствуя…

НЕКОТОРЫЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ ЖИЗНИ ДЖОНА ГОЛСУОРСИ
Голсуорси — не только автор прозаических произведений. В 1906 году на сцене была поставлена его пьеса «Серебряная шкатулка», затем зритель увидел на театральных подмостках «Борьбу» и «Справедливость», где автор боролся уже драматургическими методами с социальной несправедливостью. Последнюю посмотрел даже Уинстон Черчилль и сам говорил, что она оказала на него серьезное влияние, когда он занимался тюремной реформой.

Половину своих литературных заработков Голсуорси всегда отдавал на благотворительные цели. Он же требовал пересмотра законов о цензуре, разводе (уж ему-то было известно, каково в Англии разводиться), минимальной зарплате, женском избирательном праве. Его Нобелевская премия была по воле Голсуорси передана ПЕН-клубу - международной писательской организации, которую он организовал в октябре 1921 г. И в то же время, Голсуорси отказался в 1917 г. от рыцарского звания, решив остаться мистером Голсуорси…

Трилогия «Конец главы», куда вошли романы «Девушка ждет», «Пустыня в цвету», «На другой берег», была издана Адой Голсуорси в 1933 г. уже после смерти писателя.
В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», а в ноябре 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Но Нобелевская лекция Форсайта так и не прозвучала — умирающий от разрастающейся опухоли мозга 65-летний писатель успел лишь сделать ее наброски. Вместо нее представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг провозгласил: «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь».

После смерти Голсуорси в январе 1933-го общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства, но писатель настолько часто выступал и против церкви, и против клира, что в аббатстве для него места не нашлось. И тогда прах его развеяли над всей Англией — ветров над ней хватает…

Славу Джону Голсуорси лучше всего воздать «позитивным методом описания»:

Посвящается А.

Бог ясного светила,
Всегда ее храни,
Чтоб небо не сулило
Ей пасмурные дни.
Бог сумерек и ночи,
Пусть крепко спит она,
Когда сомкнешь ей очи
Ты поцелуем сна.

Всю переписку с мужем Ада уничтожила перед смертью, в 1956 году. Осталось лишь это стихотворение. Но разве этого мало?

Просмотры: 0

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖОНА ГОЛСУОРСИ

Романы и рассказы

1897 г. Под четырьмя ветрами (Псевдоним « Джон Синджон » )

1898 г. Джослин (Джон Синджон)

1900 г. Вилла Рубейн (Джон Синджон)

1901 г. Человек из Девона (Джон Синджон)

1904 г. Остров фарисеев

1906 г. Собственник

1907 г. Усадьба

1909 г. Братство

1911 г. Патриций

1913 г. Темный цветок

1914 г. Воспоминание

1915 г. Фриленды

1917 г. Сильнее смерти

1918 г. Пять рассказов

1919 г. Пылающее копье (Псевдоним « А. Р. П.-М. » )

1919 г. Путь святого

1920 г. В петле

1920 г. Пробуждение

1921 г. Сдается внаем

1922 г. Сага о Форсайтах (Собственник. В петле. Сдается внаем)

1924 г. Белая обезьяна

1925 г. Караван. Сборник рассказов Джона Голсуорси.

1926 г. Серебряная ложка

1927 г. Две форсайтские интерлюдии

1928 г. Лебединая песня

1930 г. На форсайтской бирже

1931 г. Девушка ждет

1932 г. Пустыня в цвету

1933 г. Через реку (посмертно)

Пьесы (годы публикаций)

1906 г. Серебряная коробка

1907 г. Джой

1907 г. Схватка

1910 г. Правосудие

1911 г. Мимолетная греза

1912 г. Старший сын (написана в 1909 г.)

1912 г. Простак

1913 г. Беглая

1914 г. Толпа

1915 г. Капля любви

1917 г. Фундамент

1920 г. Без перчаток

1921 г. Первые и последние; Маленький человек; Памятный зал; Поражение; Солнце; Энергия и успех. (Эти пьесы не были поставлены. Они опубликованы в 1921 году в сборнике « Шесть коротких пьес » )

1922 г. Верность

1922 г. Окна

1924 г. Джунгли

1924 г. Старая Англия

1925 г. Спектакль

1926 г. Побег

1929 г. Изгнанник

1929 г. Крыша

1908 г. Комментарий

1910 г. Смесь

1912 г. Гостиница успокоения

1915 г. Маленький человек и другие сатиры

1916 г. Связка

1919 г. Еще одна связка

1919 г. Выступления в Америке

1920 г. Оборванец

1923 г. Моментальные снимки

1924 г. Памятные дни

1927 г. Испанские замки

1935 г. Форсайты, Пендайсы и другие

1937 г. Впечатления и размышления

1912 г. Настроения, песни и вирши

1921 г. Колокола мира

1926 г. Стихи старые и новые

1934 г. Избранные стихотворения Джона Голсуорси

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АДЫ ГОЛСУОРСИ

1935 г. Милые собачки

Из книги За океаном и на острове. Записки разведчика автора Феклисов Александр Семенович

Из книги Джон Голсуорси автора Дюпре Кэтрин

Глава 9 СИНДЖОН СТАНОВИТСЯ ГОЛСУОРСИ Еще две книги – «Вилла Рубейн» и «Человек из Девона» первоначально были опубликованы под псевдонимом Джон Синджон, хотя в отличие от своих предшественниц переиздавались они под именем Джона Голсуорси.В предисловии к «манатонскому»

Из книги Руал Амундсен автора Яковлев Александр Степанович

Глава 11 ГОЛСУОРСИ И ФОРД МЕДОКС ФОРД Из этой ранней переписки Голсуорси с Эдвардом Гарнетом ясно, что Голсуорси к тому времени уже стал крупной личностью и имел собственное мнение о своем творчестве; он знал, куда шел и что хотел делать. Профессиональная помощь Гарнета

Из книги В поисках советского золота автора Литтлпейдж Джон Д

«Приключения Джона Франклина» Был праздник. Руал не выходил из своей комнаты, хотя было уже двенадцать часов дня. Мать подошла к двери, постучала:- Руал, ты спишь?Бодрый голос ответил из-за двери:- Нет, мама, я читаю.- Иди же завтракать!Руал появился на пороге столовой с

Из книги Шекспир. Краткая документальная биография автора Шенбаум Сэм

РАССКАЗ ДЖОНА Д. ЛИТТЛПЕЙДЖА

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

3 Потомки Джона Шекспира У Шекспиров было много детей; об этом свидетел вуют приходские книги за период, охватывавший приблизительно 20 лет - с 1558 по 1580 г. Разумеется, в них отмечены погребения, равно как и крестины, но в течение этих двух десятилетий число рождений в семье

Из книги Волчий паспорт автора

После Джона Леннона Джон Леннон (при рождении Джон Уинстон Леннон, впоследствии изменено на Джон Уинстон Оно Леннон; англ. John Winston Ono Lennon, 9 октября 1940, Ливерпуль, Великобритания – 8 декабря 1980, Нью-Йорк, США) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник,

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

8. Там, где убили Джона Кеннеди Мой американский друг - специалист по непротивлению злу - и я стояли на месте, где убили Джона Кеннеди.В Далласе лил дождь, и редкие прохожие шли, подняв воротники пальто и поглубже надвинув шляпы, как будто стараясь спрятать свои лица друг

Из книги Я - Оззи автора Осборн Оззи

СМЕРТЬ ДЖОНА В последний раз я видел Джона 9 июля 1978 г. Он вместе с Бланшетт приехал в Хадсон-Пайнс на воскресный ленч со мной и Пегги. Наша трапеза прошла на обеденной террасе в тени большого вяза. Пегги рассказывала Джону о своем новом интересе к выращиванию чистокровной

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

1. Про Джона-взломщика Отец всегда говорил, что я чего-нибудь в жизни добьюсь.- Джон Осборн, у меня предчувствие, что из тебя будет толк, - любил он приговаривать, предварительно осушив пару бокалов пива, - или попадешь за решётку!И он был прав, мой старик.Не исполнилось

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Джон Голсуорси Я бы сказал, что во многих странах за последние двадцать лет Чехов был самым мощным магнитом для молодых писателей. Это очень большой писатель, но его влияние оказалось в основном пагубным. Потому что метод, которым он так непринужденно пользовался, кажется

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Известные высказывания Джона Рокфеллера Я могу отчитаться за каждый заработанный мной миллион, кроме первого. Я предпочел бы получать доход от 1 % усилий ста человек, чем от 100 % своих собственных усилий. Я лучше нанял бы человека с энтузиазмом, чем человека, который

Из книги Миллиардеры [История крупнейших финансовых династий] автора Яшуньский Гжегож

Голсуорси Джон (1867-1933) Английский прозаик и драматург Родился Джон Голсуорси 14 августа 1867 года в городе Кум (графство Суррей). Ему довелось родиться в очень богатой семье; отец был юристом, директором Лондонской компании, и не жалел денег на образование сына. Сначала

Из книги Волчий паспорт автора Евтушенко Евгений Александрович

Бурная жизнь мистера Джона Д Несколько лет назад американский писатель Уильям Манчестер вызвал сенсацию, опубликовав свою книгу «Смерть президента» и вступив в длительный спор с родными убитого президента. Книга эта в течение нескольких недель фигурировала в списке

Из книги Новая исповедь экономического убийцы автора Перкинс Джон М

8. Там, где убили Джона Кеннеди Мой американский друг – специалист по непротивлению злу – и я стояли на месте, где убили Джона Кеннеди.В Далласе лил дождь, и редкие прохожие шли, подняв воротники пальто и поглубже надвинув шляпы, как будто стараясь спрятать свои лица друг

Из книги автора

Биография Джона Перкинса 1963 Заканчивает подготовительную школу, поступает в колледж Миддлбери.1964 Знакомится с Фархадом, сыном иранского генерала. Уходит из Миддлбери.1965 Работает в корпорации Hearst newspapers в Бостоне.1966 Поступает в Колледж делового администрирования

Наверное, имя английского писателя Джона Голсуорси у многих из нас ассоциируется, прежде всего, с его знаменитой «Сагой о Форсайтах», повествующей о судьбе нескольких поколений семьи и приоткрывающей изнанку внешне успешной, респектабельной, счастливой жизни, за которой подчас скрываются страдания, предательства, ненависть, интриги и обман.
Однако в сборнике «Прогулка в тумане» Джон Голсуорси предстает перед нами как мастер жанра короткого рассказа, тем не менее схватывающего в объектив все противоречивые стороны человеческой натуры. Автору удается вскрыть внутренние конфликты, показать эволюцию психологического состояния своих героев, что на протяжении всей книги объединено общими темами и художественными приемами.
В первом рассказе этого сборника «Первые и последние» главные герои - успешный адвокат Кит Даррант и его брат Ларри - представляют собой два противоположных характера: первый – воплощение рассудочности, а другой – чувственности. Ларри случайно в целях обороны убивает бывшего мужа своей возлюбленной Ванды и признается в этом своему брату. Оба этих героя сталкиваются со сложной для каждого из них и актуальной для любого человека во все времена проблемой выбора: у Лоренса это конфликт между любовью к девушке и своей совестью, а у Кита – это выбор между родственными чувствами к брату и справедливостью, долгом законопослушного гражданина и представителя правосудия. Однако это противоречие в последнем случае осложняется тем, что за этой внешней «правильностью» выбора стоит еще и собственная выгода, поскольку Кит не в последнюю очередь думает о себе, своей репутации и положении в обществе. Что же окажется сильнее и станет решающем в этом столкновении, как поведет себя в этой непростой ситуации каждый из персонажей - это и составляет главную интригу рассказа. Само название и эпиграф наталкивают нас на мысль о том, что в жизни все непредсказуемо и может в любой момент поменяться местами, а также заставляет задуматься, в чем же истинная сила, а где слабость поступка каждого из героев.
Второй рассказ «Цвет яблони» продолжает заданную линию. Вновь в самом начале перед нами два противоположных человеческих типа – романтик Фрэнк Эшерст и его более прагматично настроенный друг - Роберт Гартон. В эпицентре острого внутреннего конфликта находится Фрэнк – он тоже оказывается перед непростым выбором между своим чувством и порывом – любовью к простой деревенской девушке Мигэн - и долгом, который претит ему воспользоваться искренними чувствами девушки. Но не скрывается ли за этим внешним благородством вновь подмена понятий, и не оказывает ли социального положение решающего влияния на выбор Фрэнка? На этот вопрос каждый читатель должен ответить сам.
В этом рассказе появляется еще один важный элемент, штрихи которого были намечены прежде и который постоянно присутствует далее, еще одно главное действующее лицо – это природа. Элементы пейзажа и описания природы играют здесь важную роль, становясь источником вдохновения для героев и представляя собой прием психологического параллелизма, но нередко, напротив, они также могут оттенять и контрастировать с происходящим (например, в рассказе «Странности жизни»). Кроме того, здесь же возникает еще одна сквозная тема всего сборника - тема искусства, неуловимости и хрупкости красоты окружающего мира и природы, невозможности ее запечатлеть и передать. Появляется мысль о том, что современный человек часто не замечает и не ценит этого, что порождает конфликт и непонимание между цивилизацией и чистой, первозданной природой, что воплощено на уровне персонажей в образах Фрэнка и Мигэн. Эта идиллическая пасторальная тема, тема весны, обновления, заданная в самом начале и во многом способствующая зарождению чувств между героями, контрастирует с финалом рассказа, где становится ясно, как кратковременен, мимолетен и хрупок по сравнению с вечной красотой природы этот «период весны» в жизни каждого человека. Ретроспективная композиция, строящаяся на воспоминаниях молодости героя, придает этому произведению оттенок меланхоличности, тонкий лиризм и грусть (тот же самый прием используется и в рассказе «Санта-Лючия»).
Теме вечного поиска красоты в искусстве, которому можно посвятить всю свою жизнь, довольствуясь лишь мимолетным счастьем, когда приходит вдохновение и, как кажется, наконец-то удалось ухватить то невидимое, которое постоянно ускользает от нас, и запечатлеть душу природы, что затем вновь часто оказывается иллюзией и обманом, посвящен еще один рассказ этого сборника - «Бересклет».
Не оставляет без внимания автор и острые социальные катаклизмы и противоречия рубежа 19-20 веков. Так, в рассказе «Поражение» на фоне событий Первой мировой войны перед нами раскрывается трагическая судьба немецкой девушки, в сердце которой не осталось больше веры, а только боль и одиночество, но тем не менее теплится привязанность к своей родной земле и остаются живы воспоминания о прежде счастливой мирной жизни. Писателю здесь на важны национальности, точнее он хочет показать, что война убивает все и всех и этому нет оправдания. Эта история служит всего лишь иллюстрацией загубленных судеб миллионов ни в чем неповинных людей. Джон Голсуорси выступает здесь с обличительным пафосом, он против самой сути войны, губящей все лучшее, что есть в человеческой натуре.
Интересны и сами женские образы, которые нередко выступают в контрасте (например, образ матери и дочери в рассказе «Странности жизни»). Зачастую героинями рассказов Голсуорси становятся падшие женщины, которые, тем не менее, вызывают сострадание и сочувствие («Странности жизни», «Поражение») и в которых причудливым образом уживается нравственность, кротость, искренняя любовь, готовность к самопожертвованию («Первые и последние»), напоминающие тем самым по своему типажу героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову.
Несмотря ни минорную тональность большинства новелл этого сборника, Джону Голсуорси не чуждо ироническое отношение к жизни и происходящему (например, это отчетливо просматривается в рассказе «Надежды»). Эта ирония иногда превращается в горькую усмешку судьбы («Лес») или же помогает передать неоднозначное отношение к герою, его поступкам, выбору, жизненному кредо, несмотря на положительную в целом оценку его личностных и человеческих качеств (например, в рассказе «Человек с выдержкой»).
Наконец, квинтэссенцией всего сборника становится заглавный рассказ «Прогулка в тумане», который представляет собой философскую метафору и аллегорию человеческой жизни, хотя некоторые, возможно, упрекнут его в отсутствии фабулы и развития сюжета как такового. Здесь сходятся воедино все черты писательской манеры Джона Голсуорси: пейзажные зарисовки вторят внутреннему состоянию героя, и малейшие изменения в природе символизируют тончайшие движения человеческой души, изменения в психологическом состоянии и эмоциональном плане, а также знаменуют собой этапы человеческой жизни в целом. Оставшись один на один с этим первозданным, естественным природным миром, человек призван испытать единение и слиться с ним, прислушаться к нему и почувствовать себя его органичной частью, ведь самое ценное – это достигнуть гармонии внутри себя и с миром вокруг нас.
Надо отметить, что во всех рассказах этого сборника вы не найдете однозначно счастливого хеппи-энда: все они пронизаны тонкой меланхолической грустью, а иногда после прочтения остается некое чувство недосказанности. Этот открытый финал, с одной стороны, еще больше приближает их к реальной жизни, что прекрасно вписывается в литературный и культурный контекст эпохи рубежа 19-20 веков. С другой стороны, это оставляет надежду на то, что лучик света обязательно появиться на горизонте, послужит путеводной нитью и укажет дорогу тем, кто сбился со своего жизненного пути, который часто застилает туман неизвестности, невзгод, печалей, проблем, суетных мыслей, и что наша дорога к будущему окажется яснее, светлее, полной надежд и веры в лучшее.

Читать полностью

Ужасное издание этой замечательной книги. На страницах поля практически отсутствуют, печать слепая. Читать невозможно. Если хотели выпустить в одном томе, формат сделали бы больше. Издательству должно быть стыдно за такую халтуру. Жалко потраченных денег.

Читать полностью

Удивительная книга!

Автор гениального произведения «Сага о Форсайтах» английский писатель Джон Голсуори. В центре большая семья, канва эпоха, а внутри суетливая жизнь.
Эта книга удивительная, объемная, правдивая, она совершенна, многообразна. Мне безумно понравилась история Форсайтов она меня просто заворожила. Язык, стиль изложения покорили сразу и навсегда. Я прочитала от корки до корки всю историю, посмотрела экранизацию и у меня не хватает слов, что бы описать это произведение. Читайте, думаю, вам понравится, ведь в этом произведении каждый найдет для себя что-то свое, то, что затронет душу и останется в ней навсегда.
Книга читается легко, но не быстро, объем-то не маленький))

Читать полностью

Сага о Форсайтах

Как только я впервые увидела эту книгу, меня испугал размер. Казалось, что я никогда не осилю её. Но все стало гораздо проще, когда я начала читать. На самом деле прочитала я так быстро, что удивилась сама. Наверное, потому что затянуло повествование. Здесь мы видим главных героев на протяжении долгого отрывка времени, наблюдаем, как они меняются, как складывается их жизнь. За это время герои стали для меня друзьями. Я считаю, что это очень важно. Покорили, конечно, описания и сравнения. Очень красочно и красиво. Я нисколько не жалею, что прочитала эту книгу. В ней можно найти эмоции, нравы того времени, красивую природу и интересных персонажей. Не все складывается так просто. Главной героине предстоит пережить достаточно потерь.

Читать полностью