Манифест коммунистической партии 1848 года. Манифест коммунистической партии карл читать, манифест коммунистической партии карл читать бесплатно, манифест коммунистической партии карл читать онлайн

Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Программа перехода от капитализма к коммунизму

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата .

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Наследие

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например:

  • бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;

Другие цели не достигнуты. Например:

  • преодоление отчуждения труда и человеческих отношений;
  • преодоление «диктатуры меньшинства (правящих классов) над большинством (пролетариатом)»;
  • уничтожение государства как инструмента насилия в руках правящего класса;
  • свободное развитие каждого через свободное развитие всех.

В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран.

Оценки

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается Михаилу Бакунину , хотя на самой книге переводчик указан не был.
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе Георгия Плеханова .
  • 1903 - перевод «Манифеста», сделанный Владимиром Поссе .
  • 1906 - выходит «Манифест» в переводе Вацлава Воровского .
  • 1932 - перевод «Манифеста» Владимира Адоратского
  • 1939 - коллективный перевод «Манифеста» Института Маркса-Энгельса-Ленина
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Манифест коммунистической партии" в других словарях:

    - «Манифест коммунистической партии» Оригинал «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) работа, впервые изданная 21 февраля 1848 года. Он начинается словами: «Призрак бродит по Европе призрак коммунизма», а… … Википедия

    Произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения диалектич. и… … Философская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в котором изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 янв. 1848 по поручению 2 го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар.… … Философская энциклопедия

    Произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, написанное по просьбе 2 го Конгресса Союза коммунистов и ставшее первым программным документом международного коммунистического движения. Вышел в свет в Лондоне в нач. 1848. В нем получили свою классическую… … Философская энциклопедия

    Программный документ, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) «Союза коммунистов» в качестве программы этого союза, в котром изложены основные идеи коммунизма. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол … Политология. Словарь.

    Манифест Коммунистической партии - (Communist Manifesto), программа междунар. орг ции Союз коммунистов, написанная в 1848 г. Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Она стала основополагающим документом междунар. раб. движения. В нем утверждалось, что вся предшествующая история… … Всемирная история

    - («Манифест Коммунистической партии») первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов (См. Союз… … Большая советская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в к ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого Союза. В М. К. п. Маркс и Энгельс впервые в… … Советская историческая энциклопедия

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

Манифест Коммунистической партии

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Карл Маркс Фридрих Энгельс Манифест Коммунистической партии
Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

I. Буржуа и пролетарии

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне, тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии, затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада.

Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили

В феврале 1848 года вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». Это была первая программа и одновременно боевое воззвание международной организации, основанной на принципах научного коммунизма. Как писал В.И. Ленин, эта небольшая книжечка стоит целых томов: «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

Бродил призрак по Европе

ДАВАЙТЕ снова прочитаем написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом поэтические, проникновенные, исполненные достоинства и убеждённости набатные строки «Манифеста»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Да,в 1848 году в Европе было совсем немного, лишь несколько сот человек, поднявшихся до осознания исторической роли пролетариата. Им приходилось работать в подполье, собираться украдкой, небольшими группами. Да, лишь немного голосов в 1848 году откликнулось на призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но, как написал в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» в 1890 году Ф. Энгельс, «в настоящее время он («Манифест». - А.П.), несомненно, является самым распространённым, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Прошло сто лет. В 90-е годы прошлого века мне попадалось много статей, брошюр, книг, которые представляли коммунизм как некую историческую случайность, амок (приступ безумия), который, слава богу, закончился.

Прошло ещё двадцать пять лет. Оказалось: коммунизм-то жив! Это даже не призрак, а влиятельная идеология и политическое движение.

За 167 лет, прошедших после издания «Манифеста», прибавилось изрядно людей, объединившихся в «священной травле» коммунистического движения. Вслед за папой (тогда это был Пий IX), царём (Николай I) на этом поприще проявили себя Бисмарк, автор «исключительного закона» против социалистов, и Гитлер, самый агрессивный ненавистник гуманистической идеологии коммунизма и кровожадный теоретик и практик антикоммунизма, либерал Черчилль и фашист Муссолини. Затем эту «священную миссию» с удовольствием приняли американские президенты - от Трумэна и до Обамы.

Ну а в России заработал себе известность на полях войны с коммунистической идеей правнук Николая I Николай II. Через сто лет, в 90-е годы XX века, тут проявили себя перевёртыш Ельцин и наследовавшая ему целая свора декоммунизаторов, десталинизаторов и пр.

С надеждой на рабочий класс

А теперь проследим судьбу изложенных в «Манифесте» социальных идей и прогнозов.

«История всех до сих пор существующих обществ была история борьбы классов», - писали Маркс и Энгельс. Собственно, классовую борьбу открыли не они. Ещё Платон отмечал, что в любом государстве «всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно - государство бедных, другое - богатых». А ряд французских историков периода Реставрации (1815 - 1830) считали борьбу классов ключом к пониманию всей истории Франции.

Открытие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит прежде всего в обосновании всемирно-исторической роли рабочего класса. В «Манифесте» показана история развития и борьбы пролетариата с момента формирования буржуазного общества. Подчёркиваю: не только развития, но и борьбы. Ведь многие мыслители и писатели XIX - начала XX века показывали рабочий класс страдающим и угнетённым, но почти никто - борющимся. В действительности пролетариат проходит различные ступени развития. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

Одной из первых организованных форм борьбы рабочих против эксплуатации было движение луддитов в Англии. Луддиты разрушали машины и фабричные корпуса, считая, что именно техника является причиной их бедствий, в том числе безработицы и голода. Впрочем, часть луддитов считали, что, разрушая машины, они наносили удар по собственности капиталистов, и потому надеялись заставить фабрикантов пойти на уступки.

Рабочие создавали тайные организации и выдвигали вожаков из своих рядов. Один из таких вождей сопротивления английских рабочих, Меджерсон, показан в книге советских писателей Р. Штильмарка и

В. Василевского «Наследник из Калькутты». Вот как он характеризовал себя:

«Мне пятьдесят лет, и двадцать из них я отдал борьбе за правду. Меня ещё помнят в Ланкашире. Там бедняки оказали мне честь: я был избран в первый стачечный комитет ещё четырнадцать лет назад. За это меня приговорили к смерти, но рабочие напали на полицейский возок и вырвали нас, пятерых осуждённых, из рук палачей. Потом я перебрался в Спитфилд, близ Лондона. Почти десять лет мы боролись там за наши права… В нас стреляли солдаты - мы не сдавались. Многих схватили и повесили…»

Английский парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Какие же эти либералы всё-таки гуманисты!

Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками. Но борьба рабочего класса продолжалась. Во Франции и Германии она приняла форму вооружённых восстаний. Лионское восстание 1831 года. Затем Лионское восстание 1834 года, когда рабочие впервые выдвинули не только экономические - повышение заработной платы, - но и политические требования. Впервые в истории они выступили под красным знаменем. И, наконец, июньское восстание рабочих в Париже в 1848 году, через четыре месяца после опубликования «Манифеста». Эти восстания показали, что пролетариат в Европе заявил о себе как о самостоятельной политической силе.

Рабочий класс, утверждали Маркс и Энгельс, способен не только на самостоятельную борьбу за свои интересы в рамках буржуазного общества. Он должен стать «могильщиком» этого общества. Историческая задача пролетариата: замена путём революции капиталистического строя социалистическим. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, - писали авторы «Манифеста Коммунистической партии», - только пролетариат представляет собой действительно революционный класс… У пролетария нет собственности: его отношение к жене и детям не имеет уже ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стёрли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - всё это для него не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Собственность - отмычка всех проблем

А теперь перейдём к главному. Как относились к собственности, семье, отечеству рабочий класс и его передовые представители - коммунисты тогда, в момент написания «Манифеста»? Как решаем эти вопросы мы, коммунисты XXI века?

Начнём с отношений собственности. Читаем в «Манифесте»: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Авторы первой коммунистической программы предлагают конкретные меры для этого. Они подчёркивают: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

Примечательно, что когда Маркс и Энгельс намечают десять конкретных мер, которые пролетариат передовых стран примет после своего прихода к власти, то семь из них касаются отношений собственности:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

Кому-то странным покажется пункт 3: отмена права наследования. Но ведь его ещё в XVII веке проповедовал в теории «трудовой собственности» родоначальник либерализма Джон Локк. Провозглашая собственность неприкосновенной и священной, он уверял, что буржуа имеет право только на ту собственность, которую он сам создал трудом своих рук и головы. Маркс и Энгельс действительно опирались на всё богатство предшествующей социальной мысли человечества.

Предлагаемые Марксом и Энгельсом меры, способствующие коренной смене отношений собственности, нашли продолжение и развитие в работе В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», а затем были во многом повторены в Антикризисной программе КПРФ.

Наше дело правое, победа будет за нами

Возвышенно-поэтическими строками начинался «Манифест Коммунистической партии».

По справедливому замечанию Ф. Меринга, «силой и образностью языка Маркс мог поспорить с лучшими мастерами германской литературы». С не меньшей силой он заканчивается:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И тут я слышу голос читателя: и где эта ваша коммунистическая революция? Отвечаю: та, о которой писали Маркс и Энгельс в «Манифесте» в 1848 году, началась через 70 лет. В 1917 году в России. И господствующие классы всех буржуазных стран действительно содрогнулись перед ней, не говоря уж о правящих классах буржуазно-помещичьей Российской империи.

Почему победила Великая Октябрьская социалистическая революция? Её успех определялся прежде всего тем, что в России созрели для неё предпосылки: до крайности обострились экономические, классовые и политические противоречия. К ним есть смысл добавить предпосылки психологические. В условиях мировой войны, когда на фронте миллионы солдат были убиты и искалечены, десятки миллионов трудящихся страдали от голода и лишений в тылу, когда нищета народных масс приняла ужасающие размеры, у рабочих и крестьян возникло ощущение, что им нечего терять, кроме своих цепей. Оно удесятерило силы народа и помогло ему победить в 1917 году.

Через 73 года в России победила контрреволюция. Надолго ли?

В результате буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма страна оказалась в руках частных лиц - во-первых, олигархов-магнатов, чьи имена на слуху, во-вторых, собственников помельче, типа владельцев предприятия «Дмитровский трикотаж», где я работаю.

Рабочий класс Советского Союза вновь превратился в эксплуатируемый капиталистами пролетариат буржуазной России. Не важно, что у рабочего могут быть в собственности квартира, дача, машина. Для того, чтобы иметь средства к существованию и выплачивать, допустим, налог на недвижимость, он вынужден продавать свою рабочую силу. На производстве каждый из нас попадает в мелочную и зачастую унизительную зависимость от хозяина и его представителей - директора и пр. Рабочие на моём предприятии так и говорят: «Мы - рабы». Растёт эксплуатация рабочих из-за того, что сокращается персонал, а обязанности уволенных распределяются между оставшимися. Увеличение интенсивности труда не ведёт ни к какому повышению зарплаты. Всё это служит одному-единственному: наживе богатеев, тех 10% населения, которые владеют 80% национального богатства.

Программа для современного пролетариата

Такое ощущение, что «Манифест Коммунистической партии» написан Марксом и Энгельсом о современной России. Вот читайте:

«Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

В наше время на рабочего «набрасывается» тот же домовладелец (оплата услуг ЖКХ, капремонта и пр.). А вместе с ним торговые сети, банки и, увы, медицинские учреждения, которые тоже стали частью буржуазной системы, и т.д. и т.п. У нас, рабочих, отняли общенародную собственность, отняли социальные гарантии, отняли то уважение, которым пользовался трудящийся человек в советское время. У меня, как и у окружающих людей, возникает ощущение, что нам действительно нечего терять, что страна, и мы вместе с ней, идёт в тупик.

Неправда, что пролетариат абсолютно пассивен. Очаги сопротивления появляются всё чаще, о них постоянно пишет «Правда».

Вспомним слова «Манифеста»:

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа…»

У нас недавно поднялись рабочие одной отрасли - водители-дальнобойщики. Против одного буржуа - Ротенберга. И вскоре этот протест вышел уже за рамки борьбы с одним капиталистом.

«Манифест» был восторженно принят немногочисленным тогда авангардом научного социализма. Более того, с разгромом восстания парижских рабочих в 1848 году он отошёл на второй план.

После реакции, вызванной поражением европейской революции 1848 года, в 1860-е годы начался подъём рабочего движения, завершившийся созданием в 1864 году I Интернационала. Потом разгром героической Парижской Коммуны в 1871 году и снова наступление реакции. Роспуск I Интерна-ционала в 1876 году.

Подъём рабочего движения и создание массовых социал-демократических партий в европейских странах в последней трети XIX века. Создание II Интернационала (1889 год). Накануне Первой мировой войны Интернационал превратился во внушительную силу. И - крах II Интернационала из-за измены его руководства (1914 год).

Социалистическая революция в России в 1917 году, построение социализма в СССР, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, развитие международного коммунистического движения - и катастрофа 1990-х годов.

Что же мы видим? Вслед за поражениями, иногда очень серьёзными, катастрофическими, идёт неизбежный подъём влияния идей «Манифеста», подъём рабочего движения.

Каковы сейчас задачи коммунистов по претворению в жизнь идей «Манифеста Коммунистической партии»?

Я думаю, мы должны для начала добиться выполнения требований дальнобойщиков. Необходимо возглавить борьбу пролетариата и, как сказано в «Манифесте», «покончить со своей собственной буржуазией».

Пусть господствующие классы содрогаются перед грядущей коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. И я на меньшее не согласен.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. .

"Манифест Коммунистической партии" - знаменитый труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В нем авторы обозначили основные цели и задачи коммунистических организаций, которые в 1848 году, когда была написана эта работа, только зарождались. Для марксистов это важное и основополагающее сочинение.

Значение трактата

"Манифест Коммунистический партии" важен в том плане, что в этом труде авторы утверждают, что вся история человечества до этого момента была направлена на борьбу между различными классами. По мнению Маркса и Энгельса, в обозримом будущем неизбежна гибель капитализма от рук пролетариата. В результате будет построено коммунистическое общество с отсутствием классов, а вся собственность будет общественной.

Карл Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" излагает собственное видение неизбежности смены способов производства и законов общественного развития. Особое место в этом трактате занимает подробный обзор всевозможных немарксистских теорий социализма, а также учений, которые авторы называют псевдосоциалистическими. Например, они жестко критикуют общую частную собственность, когда принцип частной собственности неразумно распространяется на каждого.

К тому же Маркс в этой работе именно коммунистов называет наиболее решительной частью пролетариата, которая повсеместно поддерживает революционное движение, направленное на свержение нынешнего политического и общественного строя. Также он отмечает, что те добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями разных стран.

Первые слова "Манифеста Коммунистической партии" стали крылатыми.

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Впервые он был издан в Лондоне в 1848 году, после этого неоднократно переиздавался, при этом никакие изменения в него не вносились. В 1872 году в предисловии к очередному изданию "Манифеста Коммунистической партии" отмечает, что трактат стал историческим документом, менять который никто уже не вправе.

История создания

Данный труд был написан Марксом и Энгельсом по поручению пропагандистского общества "Союз справедливых", которое было организовано в Англии немецкими эмигрантами. Когда в него вступили авторы манифеста, организация была переименована в "Союз коммунистов".

В 1847 году состоялся первый конгресс Союза, на котором Энгельсу и было поручено составить текст программного документа для организации. Интересно, что изначально этот труд назывался "Проект коммунистического символа веры".

На втором конгрессе составляется текст коммунистического манифеста. Он становится программой международной организации революционного пролетариата. Работу над "Манифестом Коммунистической партии" Маркс завершает в начале 1848 года, когда находится в Бельгии.

Впервые он был издан анонимно в Лондоне. Труд вышел на немецком языке. Это была брошюра в зеленой обложке, включающая 23 страницы.

В марте ее текст перепечатала немецкая эмигрантская газета, а на следующий день Маркс был выдворен полицейскими из Бельгии.

Интересно, что в предисловии отмечалось, что манифест необходимо издавать на разных языках. Так что вскоре появляются переводы на датском, польском, шведском и английском. Именно в предисловии английского издания, выпущенного журналисткой и социалисткой Хелен Макфарлейн, которая публиковалась под псевдонимом Говард Мортон, впервые были названы имена авторов манифеста. Ранее они оставались неизвестными.

Популярность

Когда в 1848 году по всему континенту начались революции, этот труд стал чрезвычайно популярным. Однако в действительности с ним имели возможность ознакомиться немногие, поэтому значительного влияния на ход событий он не оказал. В числе исключений можно назвать только немецкий город Кельн, в котором большим тиражом выходила местная газета, всячески прославляющая коммунистический манифест Карла Маркса.

Массовый интерес к трактату возник только в 1870-х годах, когда начали свою деятельность Первый интернационал и Парижская коммуна. Также "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса фигурировал в процессе против социал-демократической партии Германии. Сторона обвинения зачитывала отрывки из него.

После этого по немецким законам стала возможной его официальная публикация. В 1872 году Маркс и Энгельс оперативно подготовили новое издание на немецком языке. В ближайшие годы вышло девять редакций на шести языках. В 1872 году суфражистка Виктория Вудхулл впервые выпустила манифест в Америке.

Распространение трактата

Появляющиеся в разных странах социал-демократические партии стали активно распространять манифест. Интересно, что Энгельс в предисловии к английскому изданию в 1888 году писал, что их труд отразил историю современного движения рабочих, став одним из самых распространенных произведений социалистической литературы в современном мире. Эту программу признавали рабочие от Калифорнии до Сибири.

На русский язык трактат был впервые переведен анархистом Михаилом Бакуниным, который был соратником авторов по первому Интернационалу. В 1869 году русский вариант трактата напечатали в типографии журнала "Колокол".

В 1882 году там же появилось второе издание в переводе Георгия Плеханова. В нем уже присутствовало специальное предисловие, в котором Маркс и Энгельс пытались ответить на вопрос, способно ли русское общество перейти к коммунистической форме всеобщего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят все страны Западной Европы.

Первое издание манифеста на украинском языке подготовила писательница Леся Украинка.

Тиражи

Безусловно, со временем тиражи манифеста стали просто огромными, особенно в СССР. Но об общем количестве выпущенных экземпляров ничего не известно. Можно утверждать, что только в Советском Союзе к 1973 году вышло 447 изданий этого труда совокупным тиражом почти 24 миллиона экземпляров.

Примечательно, что в XXI веке к труду Маркса и Энгельса снова появился интерес. Например, в 2012 году британское издание сопровождалось предисловием историка, марксиста по убеждениям Эрика Хобсбаума. А в 2010 году иллюстрированное издание этого трактата вышло в Канаде в издательстве, специализирующемся на публикации радикальных исторических текстов в форме манги или комиксов.

Коммунистический манифест состоит из четырех глав. Первая называется "Буржуа и пролетарии", а вторая - "Пролетарии и коммунисты".

Третья глава - "Социалистическая и коммунистическая литература" - разделена на несколько частей. Это "Реакционный социализм", "Консервативный или буржуазный социализм", "Критически-утопический социализм и коммунизм".

Заключительная глава этого труда называется "Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям".

Отказ от капитализма

Отказ от капиталистического общества - одна из главных целей этого трактата. Программа перехода к коммунистической общественной формации приводится во второй главе. Авторы предполагают, что все произойдет насильственным путем, ключевым станет установление диктатуры пролетариата.

Сама программа перехода содержит десять пунктов, или этапов. Это экспроприация земельной собственности, введение высокого прогрессивного налога, конфискация имущества мятежников и эмигрантов, отмена наследственных прав, бесплатное воспитание детей, сращивание промышленности и земледелия, рост количества государственных предприятий, введение обязательного труда для всех, централизация кредита в государственных банках.

Маркс и Энгельс в своем трактате предполагали, что, ликвидировав капитализм, диктатура пролетариата себя исчерпает, уступив место некой "ассоциации индивидов". Однако про нее авторы ничего не пишут.