Методы патопсихологической диагностики восприятия. Методика диагностики свойств восприятия Корректурная проба с кольцами


Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.
Методы исследования иллюзий и галлюцинаций
Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.
Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.
Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.
Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.
Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.
Диагностика нарушений зрительного восприятия
Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.
Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.
Пробы на узнавание незавершенных объектов.
Пробы на узнавание контурных изображений.
Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.
Пробы на узнавание конфликтных изображений.
Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.
Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.
Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.
Диагностика нарушений слухового восприятия
Пробы на узнавание мелодий.
Пробы на узнавание бытовых шумов.
Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.
Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия
Пробы на узнавание объектов на ощупь.
Оценка позы и положения тела.
Пробы на воспроизведение позы пальцев.
Диагностика нарушения восприятия пространства
Пробы на ориентировку в правом и левом.
Пробы на ориентировку в помещениях.
Пробы на ориентировку в городе.
Пробы на ориентировку в географических картах.
Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.
Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

Другие новости по теме.

  • Реферат - Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте (Реферат)
  • Реферат - Маркетинг в сфере спорта (Реферат)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 2 (Документ)
  • Горлов И.Ф. Биотехнология колбасного производства. Часть 1 (Документ)
  • Черепанов В.П., Хрулев А.К., Блудов И.П. Электронные приборы для защиты РЭА от электрических перегрузок (Документ)
  • Шапарь Ш.Б., Шапарь О.В. Практическая психология проективных методик (Документ)
  • Протокол - Исследование устойчивоcти и концентрации внимания и особенностей работоспособности с помощью методики - Корректурная проба (Ф.Бурдона) (Документ)
  • n1.docx

    Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    § 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

    Исследование ощущений и восприятий может проводиться как в целях психологического отбора, так и для определения изменений в психологических функциях после различных периодов физической и спортивной тренировки. По результатам оценки ощущений у одного и того же определенного человека можно судить также о его функциональном состоянии, утомлении.

    Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

    Простейший способ приблизительного измерения описан К. К- Платоновым. Используются плакаты с рисунками кольца Ландольта (рис. 4). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм.

    Порог различения массы

    Исследуется с помощью разновесов, в качестве которых могут быть использованы 1-, 2-, 3-, 5-копеечные монеты. Испытуемому надевают на глаза повязку, и он вытягивает руки вперед ладонями вверх. На ладонях листки бумаги размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2 и 3+1), спрашивая, какой груз тяжелее, затем добавляет 1, 2, 3 копейки и т. д., пока не определится различие в весе. Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу берется средний результат различения в граммах. Оценка чувствительности в различении массы с помощью представленной методики осуществляется по таблице 25.

    Исследуется с помощью экстезиометра. Испытуемому на глаза надевают повязку. Экспериментатор прикасается к кожной поверхности испытуемого на тыльной стороне ладони ножками экстезиометра, разведенными на 1 мм, не надавливая на кожу. Затем ножки разводятся на 1,5, на 2, на 2,5 мм и т. д. до тех пор, пока не появится ощущение двух прикосновений. Затем ножки сближаются до появления одного прикосновения. Опыт повторяется три раза. За основу берется средний результат в миллиметрах. При отсутствии экстезиометра можно пользоваться обычным циркулем-измерителем, на котором расстояние между иглами устанавливается с помощью линейки. Оценка точности тактильного ощущения (нижнего его порога) с помощью представленной методики осуществляется по таблице 24.
    Абсолютный порог слухового ощущения

    Для определения слуховой чувствительности требуется специальный звуковой генератор с наушниками. Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет восприниматься. Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука, определенной при его усилении и ослаблении.

    С целью приближенной оценки изменений слуховой чувствительности, в связи с динамикой функционального состояния (ростом утомления и др.) при отсутствии специального генератора звука у одних и тех же испытуемых (для которых имеются исходные данные) возможно использование произвольного источника звука, например с магнитофона или любого источника с постоянной силой звука. Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было услышать на расстоянии 5 м. Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет слышать). Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки. Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии речи.
    Восприятие длины линии

    Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, изготовленного из обычной линейки (рис. 5). Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посредине находится четкая полоска, которая разделяет линейку на две половины (левую и правую). Сверху – два ползунка.

    Экспериментатор отодвигает один ползунок до центра (от четкой линии) на 5 – 12 см. Испытуемый, который находится в 0,5 м от линейки, должен отодвинуть свой ползунок на такое же расстояние в противоположную сторону. Берется отсчет ошибки. Проба повторяется 10 раз.

    (Т) измерения длины отрезка по формуле
    где с 2 – сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого в мм), С\ – сумма отрезков, предъявляемых экспериментатором. Оценка результатов обследования по описанной методике выставляется по таблице 26.

    Рис. 5. Глазомерная линейка. А – вид со стороны испытуемого; Б – вид со стороны экспериментатора.

    Таблица 26

    Восприятие времени

    Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6 – 12 с.

    Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле
    где с 2 сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах), ci – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике выставляется по таблице 27.

    Таблица 27

    Глазомер на углы (восприятие угловых величин)

    Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7 – 10°, линейные величины их сторон около 8 – 12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2 – 3°."
    Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3 4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами, записывая ответы в порядке номеров, например: 1 – Б; 2 – В; 2 – М и т. д. Оценка результатов обследования выставляется по таблице 28. (Экспериментатор имеет шаблон правильных ответов для каждой таблицы.)

    Таблица 28

    Инструкция для группового обследования: «Перед вами плакат, на котором 10 пар равных или близких по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате). Начинайте по порядку от фигуры под № 1 и найдите соответствующую ей или наиболее близкую по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 и рядом – соответствующую букву, например «Б». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру». (После этого показать еще 2 – 3 пары фигур, равных или близких по угловой величине. Повесить контрольный плакат, включить секундомер. Через 4 мин подать команду «стоп», снять плакат.)

    Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

    Исследование производится с помощью плаката (рис. 6) на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин. Оценка выводится по таблице 29.

    Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин».

    Методика «часы»

    Исследование производится или с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около

    Любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 7), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающими часы (рис. 8). Необходимо определить, какое время показывают стрелки.

    При работе с бланками оценка выводится по таблице 30.

    При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 с (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин. Оценки при этом (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и т. д.).

    Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси – они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».

    § 2. ВНИМАНИЕ Объем внимания

    Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (рис. 9). Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с.

    На упрощенном тахистоскопе карточки могут высвечиваться на бумаге за матовым стеклом зажиганием лампочки. Возможно предъявление их с эпидиаскопа на слайдах. Обследование проводится обычно групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов осуществляется по таблице 31.


    Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии»

    Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице 32.

    Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».
    Устойчивость внимания. Корректурная проба

    Обследуемому дается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, О и К или К и НО). В другом варианте одну букву предлагается подчеркивать, а другую – зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. Приэтом может меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал, зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 мин. Хотя в отдельных случаях могут применяться пробы до часа и более, позволяющие хорошо проследить динамику утомления, истощаемость внимания.

    При выполнении 10-минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания (см. инструкцию) оценка выставляется по таблице 33. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков.

    Таблица 33


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество просмотренных знаков (минус ошибки)

    2151

    2001- 2150

    1851- 2000

    1701- 1850

    1501- 1700

    1351-1500

    1201-1350

    1000-1200

    менее 1000

    Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

    Инструкция: «На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо. При этом букву «а» подчеркивайте, а букву «о» зачеркивайте. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркивать, «о» подчеркивать. Начинайте работать первым способом, через минуту последует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем, через минуту, следует команда: «Черта, первый способ!». Поставите черту и начнете работать первым способом и т.д.».

    Корректурная проба с кольцами

    Обследуемому предлагается бланк с кольцами Ландольдта (рис. 11).

    В таблице по 32 кольца в строке, всего 32 строки. Обследуемым предлагается зачеркивать кольца с определенным разрывом (например, на 9 ч) или же зачеркивать такие кольца, как первое в строке. На задание отводится 5 мин. Через каждую минуту дается команда провести черту. Обычно предлагаются два задания на двух бланках, второе после эмоциогенного инструктирования.

    При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

    Инструкция: «Возьмите бланк с кольцами. Положите его таким образом, чтобы верхнее левое кольцо было с разрезом влево. Напишите сверху свою фамилию. Вам надлежит вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строке. В первой строчке кольца с разрезом на 9 ч, во второй – с разрезом на 7 ч и т. д. Через каждую минуту будет подаваться команда: «Минута!». В этот момент следует поставить квадратную скобку на том месте, где вас застала команда. Затем, не задерживаясь, продолжайте работу».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнить его нужно обязательно лучше, чем предшествующее. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, вы непременно увеличите количество ошибок. Постарайтесь взять себя в руки! Возьмите второй бланк, положите его так, чтобы верхнее левое крыло было с разрывом на 5 ч. Напишите сверху свою фамилию и поставьте № 2».
    Тест отыскания чисел

    Рекомендуется как задание для исследования распределения внимания. Используется бланк с 25 клетками (рис. 12), на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Могут использоваться индивидуальные бланки размером 7X7 см. Применяются также бланки с числами от 1 до 70 (рис. 13) и др.


    14

    5

    31

    27

    37

    40

    34

    23

    1

    20

    19

    16

    32

    13

    33

    2

    6

    8

    25

    9

    12

    26

    36

    28

    39

    16

    19

    42

    14

    56

    27

    43

    69

    26

    57

    49

    68

    7

    13

    31

    1

    40

    21

    59

    64

    70

    65

    35

    45

    66

    8

    34

    22

    51

    6

    53

    29

    17

    61

    41

    46

    18

    32

    12

    63

    2



    4

    39

    23

    60

    28

    55

    36

    Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой). Время для работы с бланком 1 – 40 1,5 мин (с бланками 1 – 70 – 4 мин).

    Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице 34.


    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления) из 40 знаков

    15

    14

    12-13

    10-11

    8-9

    6-7

    5

    4

    3

    Количество правильных ответов из 70 знаков

    18

    17

    15-16

    13-14

    10-12

    8-9

    6-7

    5

    4

    Инструкция (для бланка 1 – 40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего на таблице 25 чисел, – значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице – вычеркните его в контрольном листке. Исправления не допускаются».

    Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат.) Начали! (Включить секундомер.) Через 1,5 мин – команда «Стоп!».

    Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.

    Возраст: подростки, взрослые.

    1. Методика диагностики объема восприятия.

    Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

    Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

    Протокол занятия

    Испытуемый__________________________________ Дата____

    Экспериментатор______________________________ Время опыта____

    Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

    1

    РОПМЬУЛД

    6

    ЭВОЕРАПВ

    2

    ЛАЕПГЗИЯ

    7

    ОТАСЯМТЛ

    3

    ЛЧЮБВУИТ

    8

    ДЮЯИДРНМ

    4

    ЫВБСБЛОМ

    9

    ХОВАСТРО

    5

    ЭЕБЯКНОБ

    10

    РВЕЖАЛИМ

    АРОПЦДАТ

    16

    ЦЗУБКОПА

    12

    ЦУПМСТВО

    17

    БИБПЛПЬИ

    13

    БОАДЫКРС

    18

    БМББСМПР

    14

    ДБАВЕЗЖН

    19

    ПАОАОМПЕ

    15

    ЭЦХАВЦОЛ

    20

    ОРАШЦУЗЖ

    Я иду домой

    Давай пойдем гулять

    Передайте мне чай

    Спят усталые игрушки

    3

    Солнце уже высоко

    13

    Старушка присела отдохнуть

    4

    Море сегодня холодное

    14

    Сегодня очень холодно

    5

    Позвони мне, пожалуйста

    15

    Птичка вьет гнездо

    Пора учить уроки

    16

    Мне все надоело

    7

    Собака поджала лапу

    17

    Подари мне луну

    Пора ложиться спать

    18

    Мальчик рисует ракету

    9

    Очень интересная книга

    19

    Ты записался добровольцем?

    Не хочу учиться

    Девочке очень весело

    Обработка и анализ результатов.

    1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М 1 и М 2).
    2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
    3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

    По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

    2. Узнавание фигур.

    Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

    Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

    Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

    Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

    Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

    где «М» - число правильно узнанных фигур,

    «N» - число неправильно узнанных фигур.

    Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

    Скачать готовый расчет по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

    Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

    Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

    Андронникова Е.А. Заика Е.В

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

    РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

    УДК 159.9(37+52+53) ББК 88.3 К 88

    Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.

    ISBN 978-966-2411-02-7

    Печатается по решению ученого совета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.

    В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей, возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.

    Рецензенты:

    Дусавицкий А.К. - д.психол.н., проф. кафедры психологии Харьк. нац. ун-та им. В. Н. Каразина Кузнецов Н.А. - д.психол.н., проф. кафедры практич. психол. Харьк. нац. пед. ун-та им. Г.С. Сковороды

    Репкина Г.В. – канд.психол.н, доц., г. Луганск

    РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.....................................................

    Общие методы исследования восприятия.............................................................................

    Методика изучения ведущей сенсорной системы человека......................................................

    Методика изучения линейного глазомера...................................................................................

    Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания) ........................................

    Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы» .........................

    Методика «Совмещение вырезов».............................................................................................

    Нейропсихологические методы исследования восприятия.............................................

    Зрительный гнозис.......................................................................................................................

    Акустический гнозис...................................................................................................................

    Соматосенсорный гнозис............................................................................................................

    Патопсихологические методы исследования восприятия...............................................

    Детские методы исследования восприятия.........................................................................

    Методика «Эталоны» ..................................................................................................................

    Методика «Перцептивное моделирование»..............................................................................

    Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках» ................................................................

    РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ.......................................................

    Общие методические указания по психодиагностике внимания...................................

    Исследование объема внимания............................................................................................

    Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов.............

    Исследование переключаемости внимания........................................................................

    Методика « Таблицы Шульте»....................................................................................................

    Методика Горбова «Красно-черная таблица» ..........................................................................

    Методика « Черно-красная таблица Горбова-Шульте» ............................................................

    Исследование избирательности внимания.........................................................................

    Методика Мюнстерберга............................................................................................................

    Методика Торндайка...................................................................................................................

    Исследование устойчивости внимания...............................................................................

    Методика счет по Э. Крепелину.................................................................................................

    Методика Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков...........................

    Методика «Найди и вычеркни»..................................................................................................

    Методика «Переплетенные линии Рея» ....................................................................................

    Исследование концентрации внимания..............................................................................

    Методика корректурная проба Бурдона....................................................................................

    Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова.................................................................

    Методика корректурная проба Ландольта................................................................................

    Методика корректурная таблица Бентона.................................................................................

    2.7 Исследование способностей распределения внимания.....................................................

    Методика отыскания чисел........................................................................................................

    Методика отсчитывание по Блейхеру.......................................................................................

    РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ..............................................................

    3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти........................................

    3.2 Классические методы исследования памяти......................................................................

    Метод однократного предъявления...........................................................................................

    Метод фиксированного числа предъявлений...........................................................................

    Метод заучивания........................................................................................................................

    Метод уравнивания.....................................................................................................................

    Метод узнавания..........................................................................................................................

    Метод сбережения.......................................................................................................................

    Метод парных ассоциаций..........................................................................................................

    Метод антиципации.....................................................................................................................

    Метод реконструкции.................................................................................................................

    Метод измерения объема кратковременной памяти................................................................

    Дополнение к разделу классические методы исследования памяти...................................

    Первичная диагностика развития памяти..............................................................................

    3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти................................

    Методика определения объема кратковременной памяти.....................................................

    Методика исследования оперативной памяти........................................................................

    Методика заучивания цифр......................................................................................................

    методика исследования слуховой оперативной памяти на числа.........................................

    Методика заучивание 10 слов..................................................................................................

    Методика исследования зрительной и слуховой памяти......................................................

    Методика исследования динамики процесса заучивания. ....................................................

    Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности................

    Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания...........

    Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания. ...............................

    Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания. ........................

    Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором»...................................................

    Методика исследования ассоциативной памяти...................................................................

    Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»...........................

    Методика целенаправленный анализ числового ряда............................................................

    Методика исследования памяти с помощью текстов.............................................................

    Методика исследования зависимости запоминания от установки личности. .....................

    Методика «Предъявление организованных последовательностей».....................................

    Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний».............................

    Методика «Упорядочивание геометрических фигур»...........................................................

    Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку» ......................................................

    Методика «Придумывание арифметических задач»..............................................................

    Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»......................................................

    Методика «Варьирование принципов выбора слов» .............................................................

    Методика «Накладывание фигурок на схему» ......................................................................

    Литература....................................................................................................................................

    РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

    непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии отощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

    связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

    В соответствии с этим различают зрительное,слуховое, осязательное,вкусовое иобонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, иликинестетические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестетические ощущения, сопровождающиедвижения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

    Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использованиеречи. За счет словесного обозначения возникает возможностьабстрагирования иобобщения свойств предметов.

    Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность,константность,категориальность,апперцепция.

    Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

    Приведенные методы диагностики восприятия делятся по разделам: общие методы диагностики восприятия, нейропсихологические методы, патопсихологические методы и детские методы диагностики восприятия .

    1.1 Общие методы исследования восприятия

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

    Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей

    сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал

    восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет

    большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи

    информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения,

    совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

    Для определения

    ведущей сенсорной

    применяется

    методика

    «Ведущий

    чувств» (ВОЧ),

    предложенная польскими

    психологами

    (перевод Ефремцевой) .

    Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с

    вопросами (табл. 1).

    Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в

    опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.

    Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты,

    начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

    Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов,

    определяет ведущую сенсорную систему.

    Таблица 1. Бланк методики "Ведущий орган чувств"

    1. Люблю наблюдать за

    длительной

    37. У меня неплохая

    облаками и звездами

    старую мелодию, ко мне

    стереоаппаратура

    возвращается прошлое

    прихожу в себя

    Часто напеваю себе

    потихоньку

    время еды

    мне говорит о человеке

    такт ногой

    3. Не признаю моду,

    поговорить

    значение

    39. На отдыхе люблю

    которая неудобна

    по телефону

    одеваться у

    осматривать

    памятники

    архитектуры

    28. Люблю потягиваться,

    склонность к полноте

    расправлять конечности,

    беспорядок

    разминаться

    В автомашине

    Предпочитаю

    синтетических

    значение

    который кто-то читает,

    постель для меня мука

    6. Узнаю по шагам, кто

    плохого дня

    вошел в помещение

    организм

    удобную обувь

    атмосфера

    напряжении

    помещении

    от освещения

    развлекает

    смотреть

    подражание диалектам

    фотографирую

    теле- и видеофильмы

    концерты

    Внешнему

    20. Долго помню, что

    32. Узнаю когда-либо

    серьезное

    приятели

    виденные

    значение

    или знакомые

    через годы

    говорит о

    личности

    нравится

    21. Легко отдать деньги

    Люблю ходить под

    45. Охотно посещаю

    принимать массаж

    за цветы, потому что они

    дождем, когда

    галереи и выставки

    украшают жизнь

    стучат по зонтику

    22. Вечером люблю

    46. Серьезная

    свободное

    принять горячую ванну

    когда говорят

    дискуссия

    люблю наблюдать

    интересно

    23. Стараюсь записывать

    заниматься

    чувствую,

    свои личные дела

    подвижным спортом или

    прикосновение

    наслаждаюсь

    выполнять

    какие-либо

    движением

    двигательные

    значительно

    упражнения,

    чем словами

    потанцевать

    24. Часто разговариваю с

    Когда близко тикает

    48. В шуме не могу

    витрине, знаю, что мне

    будильник,

    сосредоточиться

    будет в ней хорошо

    Ключ для обработки результатов

    Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ГЛАЗОМЕРА

    Оснащение. Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 1, уменьшенный в 3 раза). Линейка.

    Рис.1 Материал для изучения линейного глазомера.

    Инструкция испытуемому. Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:

    1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.

    2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.

    3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.

    4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному

    в правой нижней части листа.

    5. Поставить точку в центре круга.

    Обработка результатов: Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ

    успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе .

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ (ПЕРЦЕПТИВНОГО ВНИМАНИЯ)

    Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.

    Оснащение. 2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 2), секундомер.Инструкция испытуемому. Внимательно рассмотрите картинки и

    назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например - 20 или 30 с.

    Обработка результатов. Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.

    Рис. 2. Картинка для изучения наблюдательности.

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ «КОМПАСЫ»

    Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

    Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

    Время выполнения задачи - 5 мин.

    Инструкция: ―Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 5 мин. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали! ... Стоп!‖

    Обработка результатов

    Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели:

    общее число просмотренных компасов - производительность (Р);

    время выполнения задания (Т);

    число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);

    относительная частота неправильных ответов (п/Р);

    скорость работы (комп./мин)

    Оценка выводится по таблице 2.

    Http://dll.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/welcome.ru.html Психология личностных конструктов Келли. Собран весь возможный материал об использовании личностных конструктов Дж.Келли. http://www.ipat.com – Институт Тестирования личности и Способно- стей (Р. Кеттелла). www.keirsey.com Тест Кейрси. http://www.rozmisel.irk.ru Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. http://www.gesher.org/Myers-Driggs/GW_Test.html Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. www.lusher-color.com – авторизованный сайт Макса Люшера. www.lusher.ru – Институт Макса Люшера (Москва). http://www.phil.gu.se/fu/ro.html Классический Роршах. Сайт, посвя- щенный Г. Роршаху. http://www.rorschach.com/rorschachiana.html Роршахиана Интерна- ционального общества Роршаха. Сайт, посвященный Г. Роршаху. http://www.queendom.com/ Очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования (англ.). http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests Сайт, где дается профес- сиональное описание методик, но не предлагается само тестирование (нем.). SociometryPlus Компьютерная социометрия (на английском языке) 171 8. Практические занятия по психодиагностике Методические указания к практическим занятиям При изучении каждой психодиагностической методики необходимо знать следующие положения. 1) Автор, название методики, ее модификации. 2) Теоретическая основа методики; ее автор(ы). 3) Варианты методики (возрастные; формы А, Б и т.п.). Для каких групп испытуемых предназначена методика. 4) Психологическое содержание шкал или субтестов методики. 5) Психометрические показатели: валидность, надежность, репрезен- тативность. 6) Области использования. Основные преимущества данной методики в этих областях. 7) Недостатки и ограничения методики. 8) Особенности проведения обследования и предъявления методики, фиксация результатов, особенности обработки и представления результатов. 9) Особенности интерпретации результатов. 10) Прогностические возможности методики. Практическое занятие № 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств Оценка точности восприятия времени. Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве. Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия. «Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного воспри- ятия. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Соколов А.С., Фадеева Т.В. Кубики Кооса. СПб.: ИМАТОН, 2002. 172 Практическое занятие № 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций «Корректурная проба» Бурдона для оценки устойчивости и концен- трации внимания. «Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умст- венной работоспособности. «Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентра- ции внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамиче- ских характеристик внимания. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Практическое занятие № 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспо- собности, внимания. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со- образительности. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. 173 Практическое занятие № 4. Психодиагностика мышления «Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су- щественные признаки. «Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. «Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст- рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности. «Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно- сти к установлению логических взаимосвязей. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Практическое занятие № 5. Психодиагностика воображения «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера. «Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб- ражения. Литература Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагности- ческие методики. М.: Книголюб, 2004. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977. Практическое занятие № 6. Диагностика интеллекта Тест интеллекта Д. Векслера для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным за- 174 пасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, вни- мания и памяти, арифметических способностей, пространственного вооб- ражения, зрительно-моторной координации и др.). Взрослый и детский ва- рианты теста. Тест Прогрессивных матриц Дж. Равена и Словарные Шкалы для из- мерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандарт- ные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта. Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауэра для оценки общего уров- ня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. Тесты интеллекта Г. Айзенка. Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кри- сталлизованный» интеллект. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности. Краткий отборочный тест (КОТ) Р. Вандерлика для диагностики об- щих способностей. Литература Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Ко- строма: Ай Кью, 1993. – 170 с. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992 (1998). Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Продвинутые прогрессивные мат- рицы Равена. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003. 175 Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2003. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 7. Диагностика креативности Тест Е.Торренса для оценки вербальной и образной креативности, от- дельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привыч- ным стереотипам. Литература Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998. Практическое занятие № 8. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла Опросники Р. Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному по- ведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника. Литература Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 2000. 176 Практическое занятие № 9. Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб- чик для определения восьми ведущих форм социального поведения лично- сти. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с помощью ДМО. Литература Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 10. Клиническая психодиагностика MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных спо- собов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адап- тивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик. Литература Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002. Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково- дство. СПб.: ИМАТОН, 2002. Практическое занятие № 11. Диагностика акцентуаций личности Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации. 177 Литература Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. Практическое занятие № 12. Диагностика темперамента и свойств нервной системы Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаи- модействия. Литература Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду- альности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992. Практическое занятие № 13. Фрустрационный тест С. Розенцвейга Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой- чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного взаимодействия. Взрослый и детский вариант теста. Литература Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 14. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный тест (САТ) Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности, внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения и другая информация. 178 Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов, содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов, наличия психических нарушений. Литература. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998. Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 15. Проективная методика «Рисунок семьи» Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива- ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це- лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар- моничных семейных отношений в восприятии ребенка. Литература Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003. Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. С. 37-49. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детско- родительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Ри- суночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагно- стика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206-220. 1995. 179 Практическое занятие № 16. Методика «Рисунок несуществующего животного» Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных си- туаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка. Литература Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующе- го животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57. Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 17. Методика «Дом. Дерево. Человек» Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз- наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин- ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях. Литература Бук Дж. Тест «Дом, Дерево, Человек» (ДДЧ) // Проективная психоло- гия. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260-344. Бук Дж. Методика «Дом – Дерево – Человек» // Альманах психологи- ческих тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 5-266. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 18. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати- визму, обиде, подозрительности, чувству вины. 180