Субкультура Панк, неформальное движение панков. Все виды "панка" Панк рокеры субкультура

Жанр фантастической литературы, ставящий целью раскрытие всех потенциальных возможностей той или иной технологии, господствовавшей в определённый временной период или в определённой цивилизации. Жанр представлен моделями, которые также включают в группу «таймпанк» (паропанк, дизельпанк, атомпанк, киберпанк, нанопанк, биопанк), а также гибридным поджанром технофэнтези, изображающим технически продвинутую цивилизацию, но с основными атрибутами жанра фэнтези.

Технопанк очень близок к альтернативной истории, но принципиальное отличие в том, что это реконструкция стилистическая, а не историческая. Технопанк не занимается поиском точек бифуркации, в которых небольшое внешнее вмешательство или иной выбор, сделанный историческим лицом, мог бы изменить развитие человечества. Обычно технопанк изображает уже сложившуюся цивилизацию, долгое время развивающуюся в том русле, которое привело её к современному состоянию, и читатель может только догадываться, где началось расхождение, а в случае с технофэнтези лишён и этой возможности.

(Timepunk) - поджанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на каком-то ином технологическом уровне, что чаще всего подразумевает иные законы социума. Данный термин является обобщающим для большого количества родственных направлений фантастики, часто - производных от киберпанка и стимпанка (который сам изначально появился в качестве отдельного направления как пародия на киберпанк), и довольно близок по значению к понятиям технопанка, технофентези и альтернативной истории.

Виды Таймпанка:

(Stonepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне каменного века.

Бронзпанк (Bronzepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Бронзового века.

Сандалпанк (Sandalpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне поздней античности.

Плэйгпанк (Plaguepunk), также Миддлпанк (Middlepunk) и редко Кэндлпанк (Candlepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Средних веков.

Клокпанк (Clockpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы.

(Steampunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин.

(Бензопанк) (Dieselpunk) - жанр фантастики, описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века.

Атомикпанк (Atomicpunk) и Транзисторпанк (Transistorpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне 1945 - 1990 гг.

(Cyberpunk) - поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах.

(Post-Cyberpunk) - жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие от «классического» киберпанка, главные герои произведений активно стремятся улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить деградации общества.

Виды Посткиберпанка (также входят в число видов Таймпанка):

(Nanopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий.

(Biopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения генной инженерии и биологического оружия.

Космопанк (Spacepunk) - смесь киберпанка и космооперы, отличается от космооперы не только киберпанковским антуражем, но часто и более жёстким и циничным миром.

(Splatterpunk) - литературно-кинематографический жанр на грани фэнтези и ужасов, появившийся в середине 1980-х. Сплаттерпанк представлет собой небольшие произведения с циничным описанием насилия в крупных современных городах. Герои сплаттерпанка - антисоциальные отчужденные маргиналы. Антигерои - серийные убийцы, психопаты и маньяки.

(Post-Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы.

Также существует ещё ряд интересных направлений, близких данной тематике:

(Stitchpunk)(от stitch - «швейный стежок» и punk - «что-л. бесполезное, ненужное; дрянь, рвань») - направление научной фантастики. Производное от киберпанка и стимпанка, рассматривающее альтернативный вариант развития человечества или материальных следов его обитания, в пост-апокалиптическом мире, основными жителями которого, как правило являются куклы, плюшевые игрушки и т. п. Стиль ститчпанка более пародичен и не столь пессимистичен, как киберпанк или стимпанк, хотя и носит аналогичные черты социальной антиутопии.

(Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра появились ещё в эпоху романтизма в самом начале XIX века, но настоящиий расцвет жанра пришёлся на «холодную войну», в связи с чем классический сюжет этого жанра повествует о термоядерной войне.

(Dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития

(Alternative History) - жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о бок соседствуют технология и магия. Жанр имеет несколько вариаций миров.

Термин, объединяющий в себе понятия «ретро» и «футуризм» (также футурологию). Ретрофутуризм - это то, как люди представляли будущее в прошлом.

Чтобы понять, кто такие панки, необходимо изучить это довольно сложное культурное явления во всех его аспектах. Прежде всего - это молодежная субкультура, характерной особенностью которой является ярко выраженный протест господствующей культуре, массовому суррогату. Что означало понятие изначально, где и когда оно зародилось, какой образ жизни ведут представители этой субкультуры - можно будет узнать из статьи.

Этимология понятия

Для понимания, кто такие панки, следует разобраться со значением слова «панк». В словарях оно имеет различные переводы и значения:

  • в кратком оксфордском словаре переводится как «уличная девка»;
  • в старом американском - «гнилое дерево», «гнилушка»;
  • в современном американском - «подонок», «неопытный юнец», «шпана»;
  • в современном англо-русском словаре слово имеет несколько значений («никчемный человек», «чепуха», «что-либо ненужное»).

В середине прошлого века словом «панк» в Америке называли молодежные группы, находившиеся на социальном дне. Например, бродяги и заключенные-гомосексуалисты.

История субкультуры

История субкультуры панков началась с 60-70-х годов прошлого века. Так, в Великобритании появление подобной контркультуры связано с самой массовой безработицей среди молодежи. Атмосферу негатива и безысходности дополнил мировой энергетический кризис. Все это обусловило распространение в среде молодых людей состояния отчаянья и обреченности. При этом люди не видели выхода в существующей на тот момент пацифистской субкультуре хиппи. Они стремились вызвать протест всему обществу и политике.

Первой волной в развитии стали 1976-1978 годы. Несмотря на общепринятое мнение, панки состояли не только из жителей трущоб и представителей рабочего класса. Среди них было много людей из среднего класса, а также подростков из богатых семей. Все они выступали против общества и хиппи. Последних панки ненавидели за вялость, лень и скуку.

Второй волной считается рубеж 1970-1980-х годов. В это время субкультура политизируется. Многие панк-группы выступают с концертами в защиту животных, а также против фашизма. В это время из субкультуры выходит течение "хардкор". Музыка таких групп большей частью политизирована. Движение "панк" от полного нигилизма перешло к позитивизму.

История субкультуры в России

В отличие от английского направления, которое возникло в результате социально-экономического кризиса, "панк" в СССР распространился в качестве протеста против тоталитарного мышления. Произошло это в 80-х годах прошлого века.

Во многих городах молодые люди приобретали у фарцовщиков музыкальные записи известных западных панк-групп. Существовала информация о западной субкультуре и в советских журналах, которые преподносили ее как пример загнивания буржуазной культуры. Движение считалось подпольем подполья из-за своей запрещенности и противостоянию принятой системе. Субкультура "панк" в СССР вносила в умы молодежи новые ценности: она не была проявлением простого бунта и протеста, как в Англии.

Лидеры субкультуры

Ярко выраженных лидеров в субкультуре не было. В основном пользовались популярностью музыкальные хард-рок группы. Наиболее известными из них были «Секс Пистолс», «Клеш», «Дамнед» и другие.

С развитием панк-рока связано имя американского художника и продюсера группы «Вельвет Андеграунд» Энди Уорхола. Солиста этой группы Лу Рида относят к отцам-основателям альтернативного рока, который связывают с "панком".

Жизнь представителей субкультуры

Чтобы понять, кто такие панки, следует узнать больше об их способе жизни. Большую часть времени она состоит из общения в кругу единомышленников. При этом для них неважно, о чем они говорят - главное, что все друг друга понимают. Все они ощущают себя свободными, как в словах, так и в действиях.

Жизнь панка не обходится без больших молодежных собраний, которые называются в их лексиконе «сейшенами». На них они слушают музыку, общаются, живут в своем отдельном мире, который со стороны напоминает сумасшедший дом. Сами же молодые люди находят на таких сейшенах новых знакомых и весело проводят время.

Есть в группах и девушки. Как правило, они воспринимаются как сестры или подруги воинов. Девушкам также хочется показать свое умение гонять на мотоцикле или возможность плевать дальше всех. А благодаря тому, что тема секса в группах является довольно обсуждаемой и абсолютно свободной, среди участников практически не бывает случаев изнасилования.

Как попасть в контркультуру

Сперва необходимо узнать, какие группы есть в регионе проживания, и пообщаться с ними на сейшене. Далее все будет зависеть от желания приобщиться к одной из групп. Для того чтобы быть принятым в ряды группы, необходимо, как правило, пройти некое испытание. Его характер зависит от ее представителей. Это может быть все что угодно, доказывающее, что человек способен переступить через общепринятые нормы. "Панк" как субкультура протестует против стереотипов, поэтому новенький не должен испытывать чувства брезгливости и стыда.

Примеры испытаний для обряда посвящения:

  • питаться неделю из помойки;
  • просидеть несколько дней в мусорном контейнере, говоря прохожим «Доброе утро».

Не применяются для обряда посвящения зверские или же религиозно-романтические методы.

Если панк пожелает покинуть свою группу, ему достаточно после своей фразы сказать что-то умное, например «Так говорил Заратустра». Человек даст понять всем, что он больше не панк, поскольку протестующий против общепринятых норм не должен развиваться, он должен жить в свое удовольствие.

Внешний вид

Кто такие панки, четко показывает их стиль одежды и атрибутика. Она у них довольно агрессивная и вызывающая:

  • волосы часто выкрашены в яркий цвет, при этом их начесывают торчком и фиксируют с помощью лака или других подобных средств;
  • наиболее узнаваемой приметой является прическа «ирокез», которая распространилась в 80-х годах;
  • в качестве обуви приветствуются "гриндерсы", кеды, любые тяжелые ботинки с металлическими носками;
  • наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи;
  • популярной одеждой являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид;
  • куртка-косуха перешла в "панк" из рок-н-ролла;
  • среди атрибутики популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники.

В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». То есть присутствуют элементы или изображения черепов, костей.

Большой вклад в стиль субкультуры "панки" внесла британская дизайнер Вивьен Вествуд. Она сделала их атрибутику модной для массового потребителя. Стиль настоящего панка сложно отнести к моде, поскольку одежда специально подбирается без вкуса. Например, джинсы специально вымачиваются в отбеливателе для создания на них ржавых разводов, а классические брюки заправляются в тяжелые ботинки.

Неформальное движение панков своим стилем желает, прежде всего, выделится из общества, показать ему свой протест.

Молодежные субкультуры

Панки делятся на множество подгрупп, которые отличаются между собой стилем одежды, поведением, музыкальными предпочтениями.

Разновидности субкультур "панк":

  • "анархо" - зародился в Англии в 70-80-х годах прошлого века;
  • "кельтский" - зародился в Ирландии в 70-х годах, раскрывал духовные и социальные вопросы рабочего класса;
  • "краст" - появился в конце 80-х - начале 90-х годов, распространял идеи анархизма;
  • "готик-рок" возник в конце 70-х, воплотив в себе идеи нигилизма, апатии, отчуждения;
  • "фолк" - появился тогда же и отображал всевозможные темы, в том числе и левые политические взгляды;
  • "глэм" - возник в начале 70-х на северо-востоке США, был связан с идеями эстетизма, дендизма, нарциссизма;
  • "гаражный" - возник в конце 80-х в Детройте, а к началу 90-х появился в Японии;
  • "хардкор" - существует и сегодня, отличается разными темами, в том числе политическими, социальными и антивоенными;
  • "хоррор" - связан с 70-ми годами в Нью-Джерси и фильмами ужасов, а также научной фантастикой;
  • "серф" - появился в Калифорнии в 80-х, связан с идеями окружающей среды и океана.

Существует еще с десяток молодежных субкультур, которые связаны с понятием "панк". Объединяет их протест против окружающего общества и любовь к свободе от стереотипов.

Кто такие панки?

Все люди выражают свою индивидуальность по-разному. Субкультура является как раз одним из способов показать эту индивидуальность, но в то же время быть причастным к какой-то группе людей, имеющих сходные интересы, общую идеологию. Сегодня мы поговорим о панках.

Кто такие панки? В основе данной субкультуры находится пристрастие к музыкальному направлению - панк-року. Этот жанр возник в середине 70-х годов 20-го века в США и Великобритании. В нем отражался протест против тогдашних форм рока. Главное в панк-роке - это задорность раннего рок-н-ролла и нарочито примитивная игра.

Панки - это люди, которые отличаются собственной культурой, стилем музыки, идеологией и модой. В основе идеологии панка - реализация права каждого человека на свободу без давления. Панки против любого проявления конформизма, они не принимают политический уклад и культуру широкого потребления.

Что касается выражения своей приверженности к культуре в плане внешности, то панки сочетают определенным образом свою одежду, прически, косметику, татуировки и украшения. Но для многих панков внешний вид является моментом второстепенным. Они красят волосы в яркие цвета, делают ирокезы, иглы, используют в одежде булавки и цепи, шипованные напульсники в виде украшений.

Каждый человек индивидуален, что в первую очередь проявляется в его мировоззрении. На всем белом свете лишь у единиц представление о жизни может быть схоже с вашим. Получая информацию из различных источников (школа, родители, интернет и пр.), мы создаем свое собственное мнение о тех или иных вещах, причем обычно оно расходится с тем, которое хотят вбить в наше сознание власть имущие. И когда появляется группа людей, которые придерживаются идентичных взглядов на жизнь, то есть все основания говорить о появлении субкультуры. Ярким примером современности может быть субкультура панки.

Процесс ее формирования завершился к концу шестидесятых-началу семидесятых годов двадцатого века. Причем он охватил сразу несколько стран: наряду с Америкой представители данной субкультуры были обнаружены в Англии, Австралии, Канаде.

Сам термин «punk» подразумевал несколько трактовок. Его применяли для обозначения женщин «легкого» поведения, заключенных нижнего ранга, а также в качестве ругательства. С наступлением 1975-1976 гг. в США выделились музыкальные коллективы, придерживавшиеся особого образа жизни и выбравшие свой собственный путь творческой деятельности. Ими стали панки, которых многие считали отбросами. Данное движение ставило своей главной целью ликвидировать любые стереотипы и рамки, для чего они использовали в качестве инструмента агрессию. Субкультура панки предусматривает в качестве основного своего лозунга следующий: «Я ненавижу». Свою ненависть они демонстрировали по отношению к каждому, кто окружал их. Не оставались здесь в стороне не только незнакомые люди, но даже и родные. Они даже придумали себе особое название — «цветы на помойке». Они воспринимали белое черным, отказывались от чистого и выбирали грязное, больше чтили смерть, нежели жизнь.

Вся жизнь панков базировалась на двух ключевых принципах:

  1. «Будущего нет»;
  2. «Живи быстро, умри молодым».

Как стать панком?

Тем, кто захочет примкнуть к панк-движению, рекомендуется сперва познакомиться с его историей. На многие вопросы, которые связаны с таким явлением как панки субкультура, википедия готова дать ответы. Имейте в виду, что, примерив прическу «ирокез» и облачившись в рваные джинсы, вы не станете панком, если у вас не будет представления, какова роль данных атрибутов в их движении.

Панки сильно непохожи на прочие субкультуры молодежи. Они категорически относятся к нормам поведения, принятым в обществе, стараются придерживаться иного образа жизни, что находит выражение и в их эпатажном внешнем виде, который призван удивить окружающих. Облик панков указывает на то, что они хотят выделиться из «серой толпы». Наряд панка сочетает в себе одежду из «second hand», которую специально рвут в разных местах, списанную военную форму, которые дополняют черная кожа и различные дешевые побрякушки.

Обычно идентифицировать панка можно по прическе. Большая часть представителей данного движения носит «ирокез». По своему виду она предусматривает наличие выбритых висков и вертикального гребня, который покрывают лаком и оформляют в разнообразные оттенки. Наряду с этим панки часто носят прически могикан, помойка, колпаки. Чтобы сотворить прическу, которая позволит идентифицировать в вас панка, часто нужно демонстрировать максимум фантазии и бесбашенности. В этом случае вы просто не сможете остаться незамеченным. Что касается макияжа, то у него имеется много общего с театральным: лица красят в белый цвет, губы — в черный, непременно наносят тени, ногти покрывают лаком черного цвета, по всему телу цепляют пирсинг.

Разновидности панков

Если рассматривать панк-движение как субкультуру, то ее можно классифицировать на следующие виды:

  • «гламурные» — панки, которые следят за собой, не имеют вредных привычек;
  • «обычные» — их отличает использование исключительно панковской одежды, однако в своей обычной жизни они выглядят как нормальные люди;
  • «опущенные» — такие панки постоянно ходят грязными, от них воняет сигаретным дымом, алкоголем, по отношению к другим они показывают все свое невежество и асоциальность;
  • «киберпанки» — на формирование данных личностей большое влияние оказали современные технологии, а также фильмы фантастического жанра, где в одежде и образе сильно преобладает футуристический стиль;
  • «свободные» — их выделяет от остальных то, что они имеют прекрасное представление об идеологии и мировоззрении панк-движения. Они отдают предпочтение той одежде, которая им нравится, совершают поступки, опираясь на свои желания, их жизнь построена на их собственных законах, при этом они не вмешиваются в жизнь прочих субкультур.

Чем занимаются панки?

Среди занятий, которые нравятся панкам, следует выделить музыку. Они могут писать различные композиции и сами же их исполнять. Нередко можно наблюдать, как проводятся специальные фестивали и концерты, где могут выступить представители данного движения.

Главное, что выделяет панков от всего общества — они отрицают и не признают власть в любой форме. В этой связи субкультура панк не исчезнет, пока в мире будут существовать власть предержащие, которые устанавливают собственные законы и мораль.

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.