Мадригал - это что такое? Примеры. Мадригал Помпезный мадригал

МАДРИГАЛ - вокальное произведение светского характера, связанное преимущественно с лирико-поэтической тематикой и изложенное в относительно свободной форме. С этим жанром тесно связан почти 4-вековой период развития европейской музыкальной культуры: первые образцы мадригалов появились в конце XIII в., а с середины XVII в. - после возникновения оперы, оратории и кантаты - мадригал начинает исчезать. Родина его, Италия, дала миру лучшие образцы мадригального творчества, особенно в XVI и 1-й половине XVII в. (по примеру Италии мадригалы сочинялись также во Франции, в Англии, Нидерландах, Испании и других странах).

Интересно происхождение термина. По-итальянски madrigale - песня на родном (материнском), т. е. итальянском языке, что указывает, на светский характер текста, в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латинском языке. Другое значение слова связывают с итальянским madriale (или mandriale) - пастух, что, очевидно, говорит об истоках мадригала, который был поначалу пасторалью, пастушеской песенкой (в таком виде он встречается в искусстве провансальских трубадуров).

Эволюция мадригала весьма показательна для развития светских вокальных жанров эпохи Возрождения. Возникший как одноголосная песня, мадригал уже в XIV в. представлял собой 2- - 3-голосную композицию, состоявшую из нескольких коротких куплетов с припевом. Круг образов, нашедших воплощение в раннем мадригале, был необычайно широк - от пасторали до политической сатиры, причем сюжет излагался главным образом в аллегорической форме. В отличие от мотетов того времени, все голоса мадригала были объединены текстом; верхний голос, постепенно приобретая ведущее значение, все более выявлял связь с народнопесенными истоками. Для содержания ранних мадригалов характерен интерес к внутреннему миру человека, его размышлениям и переживаниям; поэтическим фоном при этом нередко служили картины природы. Таковы, например, мадригалы известного итальянского композитора XIV в. Франческо Ландини, многие тексты которых принадлежат его выдающемуся современнику поэту Ф. Петрарке.

Подлинного расцвета мадригал достигает в XVI - начале XVII вв. Впитав опыт музыкального искусства раннего Возрождения (Ars nova), а также опираясь на открытия нидерландской школы и многие черты французской chanson, мадригал становится теперь основной областью профессиональной светской музыки, а главное - великолепным «опытным полем» для всевозможных поисков и экспериментов (как в области содержания, так и в сфере выразительных средств). Мадригал этого периода - вокальная поэма, в которой поэтически возвышенный, а нередко изысканно-рафинированный текст соединялся с музыкой психологически утонченного, иногда драматического склада. В мадригале нашли применение различные композиционные и стилевые признаки: техника имитационного письма и аккордово-гармонический склад, строгие контрапунктические схемы и сложные фактурные напластывания, прозрачная диатоника и тонкая игра хроматизмов. Мадригальный стиль развивался как типично хоровой и вместе с тем сугубо камерный (в наши дни мадригалы XVI-XVII вв. исполняются обычно небольшим хором или несколькими певцами-солистами). С конца XVI в. к певческим голосам присоединяется инструментальное сопровождение (иногда по сложившейся традиции, оно не фиксировалось, но подразумевалось).

Первый период развития мадригала (эпохи его расцвета) связан с именами композиторов, работавших в Италии в XVI в. Наиболее значительные из них - А. Вилларт (между 1480-1490-1562), Ф. Вердело (конец XV в. - ок. 1550) и Я. Аркадельт (1505-1568). Типичные черты их мадригалов - лирическая тематика, заметные влияния мотетного стиля, 4-го-лосный склад изложения.

Следующий период развития жанра охватывает 2-ю половину XVI в., точнее - большую ее часть. В это время достигает значительного многообразия содержание мадригалов, более развернутой (и вместе с тем более свободной) становится форма, окончательно утверждается характернейший признак мадригала той поры - 5-голосие. Выдающимися представителями этого этапа развития жанра явились ученики А. Вилларта - К. де Pope (1516-1565) и А. Габриели (около 1510-1586), а также величайшие мастера XVI в. - Палестрина (около 1525-1594) и Лассо (около 1532-1594).

Третий период (конец XVI - начало XVIII вв.) выдвигает таких выдающихся мастеров-мадригалистов, как Лука Маренцио (1553-1599), Джезуальдо ди Веноза (около 1560- 1613), Клаудио Монтеверди (1567- 1643). Их мадригалы оказали сильное влияние на развитие европейской музыки XVII в. Из композиторов конца XVI в., много и успешно работавших в жанре мадригала, следует также назвать К. Меруло (1533-1604), О. Векки (1550-1605), Л. Луцаски (около 1545-1607), Ф. де Монте (около 1521 - 1603), К. Порта (1530-1601), Дж. Кроче (около 1557-1609) и др. В эту же эпоху наметилась драматизация мадригального стиля: стали появляться мадригалы с определенной сюжетной канвой, напоминавшей порой либретто или миниатюрный сценарий (реплики различных действующих лиц, диалоги и т. п.). Весьма популярен, в частности, был мадригал А. Стриджо «Болтовня прачек», представлявший собою сочную жанровую сцену из народной жизни. Подобные опыты предпринимали в мадригальных композициях О. Векки, Л. Луцаски и даже К. Монтеверди. Такого рода драматические мадригалы, равно как и широко известная в свое время мадригальная комедия О. Векки «Амфипарнас» (1594) во многом подготовили появление первых оперных произведений.

Опыт мадригалистов Италии и Нидерландов был освоен и в других европейских странах (Англия, Франция, Польша, Чехия). Особенного расцвета этот жанр достиг в Англии, где эпоха Шекспира выдвинула плеяду выдающихся мастеров мадригала; Среди них - У. Бёрд (1543-1623), Т. Морли (1557-1603), Дж. Булл (1562-1628), О. Гиббоне (1583-1625), Т. Уилкс (около 1575-1623) и др. В целом мадригал XVI - начала XVII вв., будучи искусством придворных салонов, аристократических собраний и вместе с тем ареной неустанных поисков, смелых экспериментов, столкновений старого и нового, - вызвал к жизни выразительные средства, многие из которых оставались новаторскими и в XVIII в. Влияние мадригала сказалось не только на опере, оратории, кантате, но и на мотете, французской chanson, немецкой многоголосной песне; оно весьма ощутимо в церковных жанрах и даже во многих видах инструментальной музыки.

МАДРИГАЛ:

1) В светской музыке Италии позднего Средневековья и Возрождения обозначение двух разных музыкально-поэтических жанров, один из которых был распространён в XIV веке, другой - в XVI веке.

Согласно Антонио да Темпо (1332 год), слово «мадригал» происходит от позднелатинско-го mandrialis - «пастушеский»; современная наука (Ф.А. Галло) производит его из средневекового латинского matricalis - «материнский» (то есть предназначенный для пе-ния на родном языке, а не по-латыни).

2-3-голосный мадригал XIV века - наиболее специфический жанр итальянского арс нова, не имевший аналогов в других европейских странах. Первые мадригалы (анонимные и Магистра Пьеро) - в ватиканском кодексе Росси (около 1340 года). Сильно орнаментиро-ванный солирующий верхний голос (кантус) требует от певца высокой исполнительской техники; контрапунктирующие голоса (контратенор, тенор), выдержанные в более крупных длительностях, выполняют функцию аккомпанемента. Характерная черта музыкальной ритмики мадригала - деление перфектной (трёхдольной) мензуры на 12 миним (смотри в статье Мензуральная нотация) в «итальянском духе» (aer italicus). В тексто-музыкальной форме выделяются 2-3 терцета из силлабических 11-сложников (иногда перемежающихся 7-сложниками), исполняемые на один напев, и 1-2 двухстрочных ритурнеля (ritornello) - на другой.

Крупные композиторы-мадригалисты: Якопо Болонский (мадригал - основной жанр его творчества), Джованни Флорентийский (да Каша), Герарделло, Лоренцо, Донато, Андреа, Паоло (все - флорентийцы) и Бартолино Падуанский. Среди поэтов: Ф. Саккетти, Н. Сольданьери, Дж. Донди; возможно, Ф. Ландини; изредка мадригал сочиняли Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо; авторы большинства мадригальных стихов неизвестны.

Тематика мадригала - любовная, обычно окрашенная в пасторальные тона; встречаются тексты морализующие и церемониальные (приуроченные к историческим и политическим событиям; например, у Паоло и Бартолино Падуанского). По образцу прованской поэзии мадригал эпохи треченто нередко содержит явное или зашифрованное посвящение прекрасной даме, реже светскому патрону композитора [например, мадригал «Lo lume vostro» («Ваша светлость») Якопо Болонского содержит акростих LUCHINUS, воспроизводящий имя Лукино (Висконти), и игру слов, фонически имитирующую имя Изабелла]. Смелым экспериментатором выступил Ф. Ландини; среди его 12 мадригалов - редчайший для этого жанра пример изоритмии [«Sì dolce non son ̀o» («Cладостно не звучала…»)], политекстовый мадригал («Я - Музыка»; все 3 одновременно пропеваемых текста - о падении нравов, всеобщем бескультурье и торжестве бездарности), а также образец смешанного жанра мадригала-каччи [«Deh, dimmi tu» («Ах, скажи мне…»)]. Последний по времени автор мадригала данного типа - Й. Чикониа (начало XV века).

Мадригал XVI века - один из центральных музыкальных жанров эпохи Возрождения. Основные черты: 4-5-голосие (реже встречаются 3, 6-10 голосов), опирающееся на нормы так называемого строгого стиля полифонии (А. Вилларт, Ф. Вердело, К. Феста, Я. Арка-дельт, Дж.П. да Палестрина, О. Лассо, Ж. де Верт и другие), строфическая форма (строфы состоят преимущественно из 11-сложников различной рифмовки); каждая новая строфа текста имела новый напев.

Среди поэтов: Петрарка, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини, Я. Саннадзаро; многие мадригальные стихи анонимны (в роли поэта мог выступать композитор).
Мадригалы печатались в виде сборников - «книг», составленных по тематическому или формальному принципу [так, сборник мадригалов для сопрано Л. Луццаски (1601 год) содержит виртуозный репертуар «Дамского ансамбля», выступавшего при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре].

В текстах мадригала преобладает любовная тематика. Особая разновидность - «духовный мадригал» (madrigale spirituale) лирико-созерцательного характера, часто парафраз библейских сюжетов и образов («Слёзы Св. Петра» О. Лассо).

Циклы мадригалов (особенно характерны секстины) связывались единством образно-тематического замысла, иногда с элементами драматизации; таковы циклы Л. Маренцио - «Сладкие и милые поцелуи» («Baci soavi e cari», на стихи Гварини - скрупулёзная классификация поцелуев в 5 частях), Ж. де Верта - «О, какая мука» («Si quel dolor», на стихи Л. Танзилло - 10-частное размышление о смерти и приготовление к ней), Ч. де Роре - «Дева прекрасная» («Vergine bella», на текст последней канцоны из «Книги песен» Петрарки - гимн Богородице в 11 частях).

Во 2-й половине XVI века в мадригале активно использовались приёмы риторики музыкальной (в том числе использующие звукоизобразительность, в западной музыкальной науке получили название «мадригализмы»), чему способствовали обильные лексико-стилистические клише мадригальной поэзии. Некоторые композиторы (Вилларт, де Роре, Маренцио, Луццаски, Сиджизмондо д’Индиа и другие) экспериментировали в области гармонии, ритма (в том числе эффектно использовали смену мензуры - 2-дольной и 3-дольной), склада и фактуры (чередование хорального склада с силлабическим распевом текста и имитационно-полифонического с мелизматическим распевом). Последовательны и оригинальны эксперименты со звуковысотностью: энармоника у Н. Вичентино (его мадригалы сохранились в виде нотных примеров к теоретическому трактату, 1555 год), хроматика у К. Джезуальдо, особенно в 5-й и 6-й книгах мадригала [хрестоматийный образец - «Moro lasso» («Умираю, несчастный»)].

В конце эпохи мадригал испытал общую для итальянской музыки того времени тенденцию к театрализации, которая проявилась в мадригальных комедиях, составленных из контрастных пьес (у О. Векки, А. Банкьери и других под названием «commedia harmonica», «commedia musicale»). Выдающимся разнообразием отличаются мадригалы К. Монтеверди (8 книг, 1587-1638 годы; 9-я книга издана посмертно, 1651 год). Его ранние мадригалы написаны для ансамбля а капелла, в традиционной имитационно-полифо-нической технике; поздние (особенно в 7 - 9-й книгах) принадлежат эстетике барокко и могут быть причислены к мадригалу лишь условно; среди них - масштабные театрализо-ванные вокально-инструментальные композиции («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин»), дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (например, знаменитая «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая 3-частной оперной сцене).
На основе итальянской модели XVI века мадригал получил распространение в Англии (Т. Морли, Т. Томкинс, Дж. Уилби, Т. Уилкс), Германии (И. Г. Шейн, Г. Шютц), Испании (Дж. Брудьё) и других странах Европы. В XX веке появились сочинения с тем же названием, в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI века или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (П. Хиндемит, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно).

2) В европейской салонной поэзии XVII-XVIII веков небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлечённо-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой).

В России к жанру мадригала обращались Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин и другие.

- (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

мадригал - а, м. madrigal m. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. в переводе пьесы Ж. Б. Мольера Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules ? Драгыя смеяныя, 1703 г. ЭС.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. хвала слагать мадригал... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мадригал хвала Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МАДРИГАЛ, мадригала, муж. (франц. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин. 2. Любезность, комплимент… … Толковый словарь Ушакова

- (madrigal или mandrial) музыка на стихотворенияпасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,произошло от провансальских слов mandre пастух и gal жалоба, помнению других от materialia, обозначающего светское пение и данного М.в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о… … Лермонтовская энциклопедия

- (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в… … Современная энциклопедия

- (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 нач. 17 в. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С… … Большой Энциклопедический словарь


МАДРИГАЛ (от итальянского mandra - стадо, или прованс. mandre - пастух) - первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии (см.). Позднее содержание М. несколько изменилось, и М. приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказать, употребляется к осмеянию какой-либо странности, а М. обращается наиболее к похвале» (Остолопов). Это различие проведено у Дмитриева: «Поэт Оргон, хваля жену свою не в меру, / В стихах своих ее с Венерою сравнял - / Без умысла жене он сделал мадригал / И эпиграмму на Венеру». Так. обр. М. можно считать небольшое стихотворение, не имеющее каких-либо строгих формальных правил и содержащее игру слов, комплимент и т. п., например: «Когда б всесильным быть природа мне судила, / Я б одарил тебя любезностью, умом, / Душ нежных свойствами, пленительным лицом /, Но, мудрая, она меня предупредила» (Милонов). Мадригал является одним из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (см. например стихи Пушкина к Гончаровой). На Западе М. был, помимо Италии, распространен во Франции и Германии. См. Strumpel, «Das franz. Madrigal» (1873). Библиография:
Гроссман Л., Борьба за стиль, Москва, 1927 (ст. «Мадригалы Пушкина», «Онегинская строфа»); Oliphant Th., La musa madrigalesca, 1837; Vossler K., Das deutsche Madrigal, Geschichte seiner Entwicklung bis in die Mitte des 18 Jahrhunderts, 1898.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Мадрига́л

первоначально – жанр идиллической лирики в итальянской поэзии 14–15 вв., затем – небольшое интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплиментарную характеристику женщины. Например, «Мадригал М…ой» (между 1817 и 1820) А. С. Пушкина :

О вы, которые любовью не горели,


Взгляните на неё – узнаете любовь.


О вы, которые уж сердцем охладели,


Взгляните на неё: полюбите вы вновь.


В русской поэзии 18–20 вв. мадригал встречается редко.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Мадригал

МАДРИГАЛ - форма старинная. Ни числом стихов, ни характером метра, ни числом стоп в нем - не отличался от требований, предъявлявшихся к эпиграмме. По характеру же темы имел элементы нежности и благородства.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925

Что такое "Мадригал"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мадригал [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. - 2-3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4-5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 - начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

Мадригал - МАДРИГАЛ м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.... Толковый словарь Даля

Мадригал - МАДРИГАЛ, Ца, м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющ... Толковый словарь Ожегова

Мадригал - (madrigal или mandrial) - музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., ... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мадригал - МАДРИГАЛ, мадригала, м. (фр. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно да... Толковый словарь Ушакова

Мадригал - м. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифм... Толковый словарь Ефремовой

Мадригал - МАДРИГАЛ (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое пр... Современная энциклопедия

Мадригал - МАДРИГАЛ (франц. madrigal) -1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение... Большой энциклопедический словарь

Мадригал - Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где madrigal < итал. madrigale, восходящего к лат. matricalis,... Этимологический словарь русского языка

Мадригал - маленькое стихотворение, хвалебное, любовное, острое Ср. В кругу Лаис благочестивых... ...генерал К... Толково-фразеологический словарь Михельсона

Мадригал - МАДРИГАЛ - форма старинная. Ни числом стихов, ни характером метра, ни числом стоп в нем - не отл...